Уровни педагогического проектирования
Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.
Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии, учебный план гуманитарного факультета института экономики и финансов).
Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации личностно ориентированного обучения, методика коллективного творческого дела).
Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению. (Определенные дидактические или программные средства, методические разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения праздника и др.)
Принципы проектной деятельности
Принцип прогностичности
Принцип пошаговости
Принцип нормирования
Принцип обратной связи
Принцип продуктивности
Принцип культурной аналогии
Принцип саморазвития
Успешная организация проектной деятельности связана с выполнением ряда требований.
·- Требование контекстности
- Учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, государства и общества
- Требование активности участников проектирования. Одно из выражений активности — добровольная включенность и эмоционально-ценностное проживание своего участия в проект
- Требование реалистичности
- Требование управляемости
Проектная деятельность педагога связана с произведением запланированных изменений в педагогической действительности. Ее объектами становятся многообразные явления и процессы, происходящие в этой действительности. К ним относятся:
- образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты;
- педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты;
- содержание образования на всех уровнях его формирования;
- образовательное и информационно-коммуникативное пространство;
- социально-педагогическая среда;
- система педагогических отношений;
- все виды педагогической деятельности;
- личностные и межличностные структуры;
- профессиональная позиция;
- педагогические (образовательные) ситуации;
- качество педагогических объектов (процессов).
Этапы проектирования
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
2. Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.
Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
Лекция 3.
Проектирование образовательного процесса как динамической системы
Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости — как процесс постоянного движения и развития. Основное противоречие является движущей силой процесса обучения, потому что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений.
Цель – системообразующий компонент процесса обучения как и всего педагогического процесса.
Диагностично поставленные цели являются одним из критериев технологичности процесса обучения.
Таксономия целей – закономерный порядок построения целей.
Категории учебных целей в когнитивной области (по П. Блуму):
- знание – означает запоминание и воспроизведение изученного материала;
- понимание - способность ученика к интерпретации материала или же к предположению о дальнейшем ходе явлений, событий, решений и т.д.;
- применение – умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях;
- анализ – умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура;
- синтез – умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной;
- оценка – умение оценивать знание того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т.п.).
Выделяют цели образовательные (формирование знаний, умений, навыков), воспитательные (формирование каких-либо качеств личности, отношений к себе, природе, другим людям и др.), развивающие (формирование творческой активности, развитие памяти, внимания, логического мышления и др.)
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется разнообразными методами и в разнообразных формах обучения.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
Метод обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий.
Если в основу классификации методов обучения положить дидактическую цель, то все методы можно разделить на
- Методы стимулирования;
- Методы организации деятельности;
- Методы контроля и самоконтроля;
- Методы дидактических игр. (кто?)
Выбор метода обучения зависит от:
- закономерностей и принципов обучения;
- целей и задач обучения;
- особенностей содержания материала конкретного урока;
- возможностей учащихся (обученность, т.е. зона актуального развития - начальный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно; обучаемость, т.е. зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому)
- от возможностей учителя;
- от возможностей ОУ.
В современной дидактике формы организации обучения подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов)
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся. Фронтальная форма организации обучения дает возможность объяснять новый материал в одинаковом темпе для всех учащихся класса, без учета их индивидуальных особенностей. Фронтальная работа ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие – изнывают от скуки.
При групповой форме работы создаются на уроке условия для взаимообмена, проявления эмоций. Выделяют звеньевые (постоянные группы), бригадные (временные группы для решения определенной задачи), кооперативно-групповые (класс делится на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего объемного задания), дифференцированно-групповые (группы объединяют постоянно или временно детей с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений), парные разновидности групповых форм работы.
Индивидуальное обучение не предполагает непосредственного контакта учащихся друг с другом.
Основная организационная форма объединения учащихся в школе приблизительно одного возраста и уровня подготовки - ученический класс.
Формы организации обучения подразделяют на обязательные (урок) и вспомогательные (факультатив, консультации, занятия в кружках, клубах и объединениях по интересам), классные (урок, лекция, семинарские занятия, практикумы, учебные конференции) и домашние занятия.
ФГОС НОО.
Лекция 4.