Межличностные отношения между различными участниками педагогического процесса

Межличностные отношения между различными участниками педагогического процесса

Как мы выяснили в предыдущей теме, процесс педа­гогического общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаи­модействие. Общаясь с учащимися и их родителями, кол­легами по работе, руководством школы, работниками управления народного образования, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся си­туации, учитель занимает определенные коммуникаци­онные позиции: позицию «превосходства» (тип А), пози­цию «наравне» (тип Б), позицию «подчинения» (тип В).

Успешность овладения учителем той или иной пози­цией зависит во многом от его личных качеств и внут­ренних позиций. И таких позиций существует три: Роди­тель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д). Ввел их обозначение в психологию Эрик Берн, разработав методику трансакци-онного (трансактного) анализа.

Э. Берн считает, что в каждом человеке присутству­ют все три перечисленные позиции, но с возрастом ка­кая-нибудь одна начинает преобладать.Преобладание любой позиции можно выявить у себя, занявшись интроспекцией и вспомнив, как вы себя веде­те чаще всего в конфликтной ситуации. Зная же себя, легче прогнозировать свое поведение и совершенствовать его, а умение распознавать эти позиции в других помога­ет избежать лишних конфликтов.

Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружа­ющими и слывут конфликтными людьми, а другие — нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего лич­ностных, но так же и от того, что понимать под конф­ликтом.

Наиболее широкое определение конфликта — это на­рушение общения между людьми. В то же время все кон­фликты делят на две группы: внутриличностные и меж­личностные.

Попадая в конфликтную ситуацию, мы можем напра­вить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного пси­хического состояния.

Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.1) Метод интроспекции2) Метод эмпатии3) Метод логического анализа Учитель — посредник в конфликте между ученика­ми.

Методика посредничества состоит из 4 шагов.

1 фаза. «Найдите время, чтобы поговорить». 2 фаза. Спланируйте организацию. 3 фаза. Выговорись. 4 фаза. Соглашение.

5 вариантов того, чем закончится конфликт: 1) сотрудничество 2) соперничество 3) компромисс 3) компромисс 5) приспособление

Деятельность педагога-психолога в школе

30. Психолого-педагогическая подготовка учителя

Кратко опишите становление и развитие педагогической психологии 1 этапа.

Время: середина XVIII в – конец XIX в

Общедидактический, задача – психологизация педагогики.

Имена: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.

Области вклада: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способнос­ти ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обу­чения и многие другие.

Вклад некоторых ученых:

К.Д. Ушинский - целостная концепция развития человека: ребенок в центре воспитания и обучения; развитие речи, слова ребенка, связанное с раз­витием его мышления, есть условие формирования его представ­лений, понятий, личности в целом;

П.Ф. Каптерев – введение в научный оборот термина «педагогическая психология», фундаментальный анализ трудов великих дидактов;

С.Т. Шацкий – целостная концепция гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека; модель педагога, в которой соединены обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как к субъекту социально-педагогической деятельности.

Характеризо­вался, с одной стороны, доминированием механистических пред­ставлений И. Ньютона, эволюционных идей Ч. Дарвина, ассоци­ативным представлением психической жизни, сенсуализмом Дж. Локка,— развиваемым с древних времен учением о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления. С другой стороны, это этап преимущественно умозрительных, ло­гических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогической действительности.

Ваш прогноз тенденций развития педагогической психологии на современном этапе.

Ученик перешел в другую школу, которая была заинтересована не только в том, чтобы научить его писать и читать, но и помочь ему найти свое место в коллективе. Учительница узнала из разговоров с его матерью, что он любит рисовать и плотничать. Она увидала в этом возможность использовать положительные качества ребенка в классе. Дети были заняты рисованием картин из жизни индейцев, которую они собирались повесить на стене в классе. Они также совместно делали макет индейской деревни. Учительница включила мальчика в обе эти работы. Это была работа, из-за которой ему не нужно было нервничать, - он умел ее делать. Постепенно, его все больше заинтересовали индейцы. Чтобы правильно нарисовать свою часть картины и правильно сделать свою часть макета ему потребовалось почитать об индейцах. Он захотел научиться читать. Он стал стараться. Его новые одноклассники не считали его тупицей и из-за того что, он умел читать. Они больше думали о том, как хорошо он рисует и делает макет. Иногда они хвалили его и просили помочь. Мальчик начал «оттаивать». В конце концов, он же так долго добивался признания и дружелюбия» Бенджамин Спок Ребёнок и уход за ним. Архангельск, 1990..

Особое внимание следует уделить тому, чтобы не бать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках.

Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).

Психолог рекомендую порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и т.д.).

Межличностные отношения между различными участниками педагогического процесса

Как мы выяснили в предыдущей теме, процесс педа­гогического общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаи­модействие. Общаясь с учащимися и их родителями, кол­легами по работе, руководством школы, работниками управления народного образования, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся си­туации, учитель занимает определенные коммуникаци­онные позиции: позицию «превосходства» (тип А), пози­цию «наравне» (тип Б), позицию «подчинения» (тип В).

Успешность овладения учителем той или иной пози­цией зависит во многом от его личных качеств и внут­ренних позиций. И таких позиций существует три: Роди­тель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д). Ввел их обозначение в психологию Эрик Берн, разработав методику трансакци-онного (трансактного) анализа.

Э. Берн считает, что в каждом человеке присутству­ют все три перечисленные позиции, но с возрастом ка­кая-нибудь одна начинает преобладать.Преобладание любой позиции можно выявить у себя, занявшись интроспекцией и вспомнив, как вы себя веде­те чаще всего в конфликтной ситуации. Зная же себя, легче прогнозировать свое поведение и совершенствовать его, а умение распознавать эти позиции в других помога­ет избежать лишних конфликтов.

Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружа­ющими и слывут конфликтными людьми, а другие — нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего лич­ностных, но так же и от того, что понимать под конф­ликтом.

Наиболее широкое определение конфликта — это на­рушение общения между людьми. В то же время все кон­фликты делят на две группы: внутриличностные и меж­личностные.

Попадая в конфликтную ситуацию, мы можем напра­вить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного пси­хического состояния.

Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.1) Метод интроспекции2) Метод эмпатии3) Метод логического анализа Учитель — посредник в конфликте между ученика­ми.

Методика посредничества состоит из 4 шагов.

1 фаза. «Найдите время, чтобы поговорить». 2 фаза. Спланируйте организацию. 3 фаза. Выговорись. 4 фаза. Соглашение.

5 вариантов того, чем закончится конфликт: 1) сотрудничество 2) соперничество 3) компромисс 3) компромисс 5) приспособление

Наши рекомендации