Основные исторические периоды изучения личности
Период изучения личности | Время | Представители | Особенности |
Философско- литературный | От античности до XVIII века | Философы, писатели (Аристотель, Платон, Жан Жак Руссо) | В центре исследования личности стоят вопросы нравственной и социальной природы человека. Определения личности — очень широкие, а отдельные теории плохо согласуются друг с другом |
Клинический период | С начала XIX века по начало ХХ века | Психиатры (З. Фрейд) | Представление о личности было сужено по сравнению с предыдущим периодом, а акцент делался на патологические или акцентуированные черты личности |
Эксперименталь ный | С XX века | Психологи (А. Адлер, Р. Б. Кеттел, А. Маслоу) | Гипотезы стали подкрепляться экспериментальными исследованиями с применением тестов, количественно измеряющих отдельные черты личности |
Так как теорий (а если точнее, то гипотез) личности очень много, то встает вопрос об их классификации. Для разделения их на отдельные группы можно использовать различные подходы
Главная особенность подхода | Типы теории личности | |||
Основная движущая причина поведения | Психодинамические | Социодинамические | Интеракционистические | |
Главная особенность подхода | Типы теории личности | |
Способ получения данных о личности | Экспериментальные | Априорные |
Угол зрения на личность (форма или развитие) | Структурные | Динамические |
Возрастной диапазон | Детский период развития | Вся жизнь человека |
Понятия, в которых | Черты, качества и свойства | Типы личности и формы |
описывается личность | личности | поведения |
С точки зрения главной движущей причины поведения теории личности делят на психодинамические, социодинамические и интеракцио-нистские.
Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его внутренних характеристик.
Социодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из внешних, социальных обстоятельств его жизни.
Интеракционистические теории основаны на взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Исходя из способа получения данных о личности, теории делятся на экспериментальные и априорные.
Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.
Априорные теории опираются на жизненные впечатления авторов, наблюдения и их размышления.
Теории личности можно также разделять исходя из того, что является основным предметом исследования: структурные особенности личности или особенности ее развития. Исходя из этого различают структурные теории, изучающие, главным образом, структуру личности, и динамические теории, в которых основное внимания уделяется развитию личности.
Классификацию теорий можно строить из того, через какие понятия описывается личность: через черты, качества и свойства личности или же через типы личности и формы поведения. В первом случае мы будем иметь дело с теориями черт (которые делают акцент на отдельные внутренние свойства и черты личности), а во втором — с теориями типов, которые построены на объединении людей в личностные типы с характерным для них поведением.
Основные теории личности и их особенности
Рис. 20.5. Схематическое изображение основных положений представлений К. Юнга о структуре личности человека: К1-К3 — комплексы