Сущность и структура мышления как познавательного процесса. Структура интеллекта.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
Мышление - это процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний и намерений приобрел новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов: знака и слова. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Человек лучше осознает мысль, облекая ее в речевую форму. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль формируется с помощью слов.
Структура процесса мышления связана с выполнением определенных когнитивных операций с образами или символами, которые осуществляются во внутренней картине мира, во внутреннем плане отражения объективной реальности. У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Первое формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и преобразования образов окружающей действительности. Можно полагать, что физиологическую основу этого мышления обеспечивает первая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций правого полушария.
Словесно-логическое абстрактное мышление функционирует на базе языковых средств и символов. Его физиологическую основу обеспечивает вторая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций левого полушария. Словесно-логическое мышление представляет собой наиболее поздний этап эволюционного и индивидуального развития мышления.
Физиологические основы мышления по сравнению с другими психическими процессами изучены в меньшей степени. Тем не менее, могут быть проведены некоторые аналогии. Например, с позиций теории функциональной системы П.К. Анохина (более подробно о ней см. юниту 1) основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта.
Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез определяет зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств.
Принятие решения в функциональной системе является решающим этапом. Оно представляет собой критический “пункт”, в котором происходит организация комплекса управляющих, эфферентных возбуждений, порождающих в дальнейшем определенное действие.
Следует иметь в виду, что принятие решения - процесс, включающий разные уровни организации, – от отдельного нейрона, который продуцирует свой ответ в результате суммирования многих влияний, до системы в целом, интегрирующей влияния множества нейрональных объединений. Значение принятия решения в поведении и мыслительной деятельности очевидно.
Однако нейрофизиологические механизмы принятия решения должны существенно различаться в зависимости от того, в контекст какой деятельности они включены. В сенсорных и двигательных системах при каждом перцептивном или двигательном акте происходит разнообразный и многосторонний выбор возможного ответа, который осуществляется на бессознательном уровне.
Принципиально иные нейрофизиологические механизмы имеют “истинные” процессы принятия решения, которые выступают как звено мыслительной деятельности человека. Будучи обязательным звеном в обеспечении всех видов познавательной деятельности, процесс принятия решения в каждом из них имеет свою специфику.
Перцептивное решение отличается от мнестического или решения мыслительной задачи, и что самое существенное, мозговое обеспечение этих решений включает разные звенья и строится на различных уровнях. Высшими мозговыми центрами, ответственными за принятие решение в мыслительной деятельности человека являются лобные доли коры больших полушарий, главным образом левого полушария.
Мыслительный процесс как разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по следующей схеме (см. рис.9):
- Осознание проблемной ситуации-первый этап разрешения проблемы.
- На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результатепроблема превращается в задачу.
- На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта).
- На четвертом этапе появляются гипотезы как предположения о способах решения задач.
- Пятый этап представляет собойреализацию гипотезы.
- Шестой этап - ее проверка. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура интеллекта по Х. Айзенку— модель интеллекта; выделяются такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.
Структура интеллекта по Х. Гарднеру — модель интеллекта; состоит из независимых друг от друга модулей: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический,
музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный;
Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: текучий (fluid), который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный (cristallized), в котором отражен прошлый опыт.
Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:
Вербальный интеллект - , который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; Способность решать проблемы;
Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.
Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения,
счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость.
Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести: механическую, лингвистическую, математическую компетентность;
Структура творческой одаренности А.М. Матюшкина — выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.