Лекция 1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания (2ч.).

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Специальность 050501

«Профессиональное обучение (по отраслям)»

очная форма обучения

Пенза 2011

1. Цели и задачи дисциплины

В настоящее время роль методических умений значительно возрастает в связи с выполнением педагогом профессиональной школы различных задач по совершенствованию организации педагогического процесса в учреждениях профессионального образования. Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя и специалиста определенной отрасли.

Цели изучения дисциплины: получение профессионально технологических знаний и навыков педагогического проектирования учебного процесса по предметам профессионального цикла; приобретение навыков осуществления учебного процесса в профессиональных учебных заведениях.

Задачи изучения дисциплины:

- изучить основы технологии обучения и применения дидактических закономерностей и нормативов при подготовке специалистов различных отраслей;

- изучить основы проектирования содержания обучения и педагогических средств;

- выработать умения выполнять педагогические проекты по методике обучения конкретным предметам;

- получить навыки проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобрести опыт внедрения педагогических проектов в учебный процесс.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- предмет и значение курса МПО для подготовки педагога профессионального обучения;

- содержание основных документов государственного стандарта профессионального образования (ГОС ПО);

- содержание профессионального образования и обучения в различных типах учебных заведений системы ПО, факторы, его определяющие;

- принципы разработки и анализа учебного плана, учебной программы предмета и другой учебно-программной документации для системы ПО;

- методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность и характеристику;

- вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и основные направления повышения эффективности обучения;

Студенты должны уметь:

- анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки служащих в различных видах учебных заведений, обновлять ее и при необходимости разрабатывать;

- осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса;

планировать деятельность педагога профессионального обучения и конструировать деятельность учащихся при формировании профессиональных знаний и умений;

- разрабатывать частные методики преподавания теоретических предметов и производственного обучения;

- измерять и оценивать уровень сформированности знаний и умений учащихся;

- переносить технологический опыт, полученный при разработке методики обучения одному предмету, на проектные работы, связанные с преподаванием другого предмета;

- проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса;

- самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, а также развить критические способности и творческое начало при работе с литературой;

- проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудитория занятия    
Лекции 32/34    
Практические занятия (ПЗ) 16/34    
Семинары (С) «не предусматриваются»        
Лабораторные работы (ЛР) «не предусматриваются»        
Самостоятельная работа    
Расчетно-графические работы (домашнее задание) 55/66    
Курсовое проектирование 1 к.р.      
Реферат «не предусматривается»        
Вид итогового контроля зачет/ экзамен    

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Лекции ПЗ ЛР
Учебный предмет «Методика профессионального обучения», его место в психолого-педагогическом цикле дисциплин.  
Основы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Методика проведения занятий в учебных заведениях профессионального образования.    
Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем.    
Особенности профессионально-педагогической деятельности при подготовке специалистов в учебно-производственных комбинатах, профессионально-педагогических лицеях, техникумах, училищах, на факультетах технических и педагогических вузов, классических университетах, на производстве и др.    
Всего часов  


4.2. Содержание разделов дисциплины и тем лекционных занятий

Раздел 1. Учебный предмет «Методика профессионального обучения», его место в психолого-педагогическом цикле дисциплин.

Практические занятия

Раздел дисциплины Тема практического занятия
Методика профессионального обучения, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин 1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания
Основы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Методика проведения занятий в учебных заведениях профессионального образования   2. Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке будущих специалистов. 3. Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Учебные планы - основной документ, определяющий содержание обучения и организацию учебного процесса. 4. Содержание теоретического обучения в профессиональных учебных заведениях. 5. Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях 6. Учебно-программная документация по общепрофессиональным и специальным предметам, ее анализ и принципы разработки. 7. Учебная литература по предметам общепрофессионального и профессионального (специального) циклов и ее анализ. Выбор основного учебника. 8. Организационные формы теоретического обучения в профессиональных учебных заведениях. 9. Организационные формы производственного обучения в профессиональных учебных заведениях 10. Классификация и характеристика методов организации, мотивации и осуществления учебно-познавательной деятельности, применяемых при подготовке специалистов различных отраслей 11. Характеристика методов сообщения студентам учебного материала и управления учебно-познавательной деятельности на занятиях теоретического обучения 12. Характеристика методов закрепления и совершенствования знаний по теоретическим предметам. 13. Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения 14. Методика производственного обучения студентов 15. Контроль хода учебного процесса, проверка ЗУНов студентов, оценка успеваемости, учет процесса и результатов обучения. Управление учебно-познавательной деятельностью 16. Материально-техническое оснащение учебного процесса в учреждениях профессионального образования. Формирование педагогических средств в соответствии с выбранной методической системой  
Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем 17. Перспективная подготовка преподавателя к занятиям по предмету. Проектирование учебного процесса и педагогической технологии в форме перспективно-тематического плана (ПТП) 18. Текущая работа преподавателя по подготовке к занятиям. План и конспект занятия как педагогические проекты 19. Перспективная подготовка педагога к занятиям по производственному обучению. Педагогическое проектирование производственного обучения в форме ПТП и перечня учебно-производственных работ (УПР). 20. Текущая подготовка педагога к занятиям по производственному обучению. Педагогическое проектирование плана производственного обучения и конспекта отдельного урока 21. Самостоятельная методическая работа педагога профессионального обучения. 22. Коллективная методическая работа в учреждении профессионального образования. 23. Контроль качества учебного процесса в учебных заведениях системы профессионального образования и эффективности индивидуальных методических систем  
Особенности профессионально-педагогической деятельности при подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования     24. Организация и методика подготовки работников профессионально-педагогической специальности. 25. Организация и методика повышения квалификации работников профессионально-педагогической специальности.  

4.4. Курсовое проектирование (курсовая работа)

Тематика курсовых работ:

1. Компоненты профессионально-педагогической культуры будущего преподавателя (понятие «профессионально-педагогическая культура преподавателя», основные компоненты культуры, этапы ее становления и развития)

2. Сущность блочно-модульного принципа построения содержания профессионального обучения (структурирование содержания профессионального обучения, блочно-модульный принцип к разработке содержания профессионального обучения, его особенности и характерные черты)

3. Цели, функции, структура преподавательской деятельности в профессиональном обучении (понятие «преподавательская деятельность», особенности этого вида деятельности, его цели, функции и структура)

4. Организационные формы обучения учащихся профессионального училища (понятие «организационные формы обучения», основные виды, наиболее оптимальные варианты форм обучения учащихся профессионального училища)

5. Требования профессии к личности будущего преподавателя профессионального обучения (профессионально-квалификационная характеристика (профессиограмма), общие требования к образованности специалиста, требования к дисциплинам общекультурной подготовки, требования к дисциплинам психолого-педагогической подготовки, требования к дисциплинам предметной подготовки)

6. Проектирование содержания профессиональной подготовки студента колледжа (методика планирования, разработки и проведения занятий; контроль хода учебного процесса, проверка знаний, навыков и умений учащихся; оценка успеваемости, учет процесса и результатов обучения; управление учебно-познавательной деятельностью)

7. Личностно развивающие технологии профессионального обучения (понятие «личностно развивающие технологии обучения», виды технологий)

8. Производственная практика в системе профессионального обучения учащихся профессионального училища

9. Проблемное обучение студентов колледжа или учащихся профессионального училища

10. Педагогические технологии преподавания экономических дисциплин (понятие «педагогическая технологии», виды технологий, используемых в преподавании экономических дисциплин)

11. Тестирование и его технологии в освоении профессионального образования (тесты, их виды, особенности применения тестирования в профессиональном образовании)

12. Технология дистанционного обучения в системе профессиональной подготовки будущего специалиста (дистанционного обучения в современном обществе, проблемы дистанционного обучения, информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения, педагогические и психологические особенности организации дистанционного обучения)

13. Использование информационных технологий в организации учебного процесса учреждений профессионального образования (образовательные возможности информационных технологий, интеграция информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс)

14. Нетрадиционные формы организации учебных занятий в образовательных учреждениях профессионального образования (недостатки традиционного урока, интегративный, бинарный уроки, комплексные лабораторно-практические работы)

15. Методическая работа педагога профессионального обучения: характеристика видов учебно-методической работы, ее назначение и место в учебном процессе

16. Самообразование педагога профессионального обучения

17. Коллективная методическая работа в учреждении профессионального образования (задачи работы, ее содержание, виды работ и их планирование)

18. Инновационные технологии профессиональной подготовки

19. Карьера педагога профессионального обучения

20. Мотивы выбора профессии и мотивация профессионально-педагогической специальности

21. Дидактические принципы профессионального обучения

22. Концептуальные положения профессионального обучения молодежи на современном этапе (задачи подготовки квалифицированных специалистов, новое содержание профессионального обучения)

23. Учебно-программная документация учреждений профессионального образования: ее анализ и принципы разработки

24. Дидактические средства профессионального обучения

25. Государственный образовательный стандарт профессионального образования: его структура и характеристика компонентов

4.5. Расчетно-графические работы (РГР), домашнее задание

Раздел дисциплины Наименование (РГР)
Основы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Методика проведения занятий в учебных заведениях профессионального образования 1. Изучение основных документов государственного стандарта профессионального образования по профессии. Анализ типового учебного плана и разработка фрагмента рабочего учебного плана подготовки педагогов профессионального обучения  
Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем 2. Разработка перспективно-тематического плана по специальному предмету 3. Подготовка к занятиям. Текущее планирование учебных занятий. Составление плана-конспекта учебного занятия 4. Разработка тестов для оценки и контроля качества профессионального обучения студентов

Лабораторные работы

не предусматриваются

Самостоятельная работа

Самостоятельное освоение учебного материала по темам лекционных занятий с использованием рекомендованной литературы.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература.

а) основная литература:

1. Землянский В.В. Методика профессионального обучения. Конспект лекций. – Пенза, ПГТА, 2007. – 87 с.

2. Зибарев Д. О развитии национальных квалификационных стандартов в Российской Федерации/http://www.trudzr.ru

3. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие. – М: Издательский центр «Академия», 2005. –288с.

4. Методика профессионального обучения. Схемы, таблицы, комментарии: Учебное пособие /И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, Ю.В. осколкова, В.С. Локтина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2010. – 148 с.

5. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие /Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 368 с.

6. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учебное пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

7. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

б) дополнительная литература:

1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 496 с.

2. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. Пособие. М. – Изд. Центр «Академия», 2008. – 160 с.

3. Люсев В.Н., Пюсева Т.П., Морозова И.М. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебное пособие. – Пенза, 2008. – 264 с.

4. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений: в 2 т.Т.1: Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –432 с.

6. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методический комплекс Ч I. / Под ред Проф., чл кор. РАО А. П. Тряпицыной. – СПб Изд-во РГПУ им А. И. Герцена 2009. – 123 с.

7. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Под.ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

8. Педагогика: теории, системы. Технологии: учеб. Пособие / под ред. С.А. Смирнова. М. – Изд. Центр «Академия», 2008. – 512 с.

9. Попков В.А. Дидактика высшей школы: учеб. Пособие. – М.:Изд. Центр «Академия», 2008. – 224 с.

10. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. – Ростов н/Д.: Феникс. 2006. – 256 с.

11. Фокин Г.Ю. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. Пособие – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 240 с.

12. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: учеб. Пособие. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 256 с.

В) Интернет-ресурсы:

1. Информационный банк современного учителя http://www.kmspb.narod.ru/posobie/tablicpr.htm

2. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских задач

3. Центр современных методик преподавания / Кластер http://www.dioo.ru/praktika/klaster.html

4. Центр современных методик преподавания / Знаю-Хочу узнать-Узнал http://www.dioo.ru/praktika/znayu-hochu-uznat-uznal-z-h-u.html

5. http://www.gnpbu.ru – Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (ГНПБ им. К.Д.Ушинского).

6. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

7. Вестник образования России http://www.vestniknews.ru

8. Педагогическая периодика http://periodika.websib.ru

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Дидактические и нормативные материалы:

Государственные образовательные стандарты начального, среднего профессионального образования.

Типовые учебные планы для подготовки квалифицированных рабочих (по отраслям).

Типовые учебные программы предметов общетехнического, общепрофессионального и профессионального (специального) циклов учебного плана подготовки квалифицированных рабочих

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для успешного усвоения курса необходимо создать условия, которые позволили бы преподавателю курса продемонстрировать студентам лучшие образцы методических приемов, аудитория должна быть оборудована мультимедиапроектором, компьютерной техникой. Это позволит студентам с максимальной эффективностью освоить как теоретическую, так и практическую часть занятий.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Учебный курс должен быть спланирован в соответствии с рабочей программой курса «Методика профессионального обучения» для данной специальности. В основу теоретического изложения целесообразно положить следующее учебное пособие: Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

Альтернативным учебным пособием может быть следующее:

Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие. -М: Издательский центр «Академия», 2005.-288с.

При планировании курса «Методика профессионального обучения» следует опираться на использование в учебном процессе учебных пособий, наиболее приближенных к учебной программе по методике профессионального обучения, изданных ПГТА:

1. Саратовцева Н.В. Методика профессионального обучения. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся специальности 050501 (030500.18) - Профессиональное обучение (экономика и управление) (заочная форма обучения)) - Пенза, ПГТА, 2006. – 121с.

2. Землянский В.В. Методика профессионального обучения. Конспект лекций. – Пенза, ПГТА, 2007. – 87 с.

Система организации изучения курса должна включать в себя:

- оптимизацию учебного материала;

- эффективные способы изложения лекции и проведение практических занятий;

- контроль текущей успеваемости;

- управление самостоятельной работы студентов над теоретическим материалом и над практическими работами (аудиторными и домашними);

- консультации;

- подготовка и сдача экзамена.

Изучение дисциплины «Методика профессионального обучения» рекомендуется в ходе серии лекций и практических занятий.

Для успешного изучения курса необходимо, чтобы каждый студент имел текст лекции и был знаком с ним. Лекционный материал пригодится студентам и при подготовке к практическим занятиям и при подготовке к сдаче экзамена. Особое внимание при прочтении курса лекций следует уделить следующим темам: «Организационные формы обучения», «Методы обучения», «Дидактические средства обучения».

В рамках курса «Методика профессионального обучения» наряду с теоретическими занятиями определена система практических занятий. Они призваны:

- развивать у студентов аналитические, коммуникативные, проектировочные, прогностические и другие педагогические умения и рефлексивные способности;

- формировать представления о путях и средствах совершенствования педагогом своего мастерства;

- создавать условия к овладению студентами педагогической техникой и режиссурой ведения учебного занятия;

- дать возможность для применения в практической деятельности отношений творческого сотрудничества как со студентами, так и с будущими коллегами по работе.

Логика построения практических занятий опирается на принципы комплексности и интегративности в решении задач профессиональной подготовки педагога профессиональной школы, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода с опорой на творческую деятельность преподавателя и студентов.

Главная функция практических занятий заключается в отработке у студентов профессиональных умений и навыков и применении знаний на практике. Основу практических занятий составляет система заданий по типу: задания творческого характера, учебно-тренировочные задания, задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств.

Система практических занятий направлена на развитие личности педагога и формирование профессиональной ментальности молодого специалиста в соответствии с современными требованиями общества к подготовке специалистов в области профессионального образования.

Назначение самостоятельных работ по курсу - выработка у студентов навыков самообразования, направление внимания на содержательную сторону учебно-методического оснащения учебного занятия, создание «педагогической копилки» дидактического материала для проведения учебных занятий.

Текущий контроль осуществляется с помощью письменных работ на практических занятиях, выполнения индивидуальных заданий. Наиболее удобной формой промежуточного контроля является контрольная работа. Предусматривается выполнение курсовой работы, расчетно-графической работы (РГР) или домашнего задания (ДЗ). Итоговый контроль следует осуществлять в форме устного экзамена.

В целом, методика преподавания дисциплины должна включать в себя не только традиционные методические приёмы преподавания, но и приемы, способы и методы интенсификации и активизации процесса обучения.

Для этого используется такая система взаимосвязанных методических приемов как:

1. создание проблемных ситуаций на лекциях;

2. систематический контроль текущей успеваемости студентов;

3. диалог с аудиторией;

4. создание ситуаций для взаимного контроля знаний студентами;

5. деловые игры и др.

8. Структурно-логическая схема изучения учебной дисциплины

Приложение № 1

9. Контрольные вопросы для оценки уровня подготовки

студентов

Раздел дисциплины Перечень вопросов
Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания. Учебный предмет «Методика профессионального обучения», его место в ряду психолого-педагогическом цикле дисциплин   1. Методика профессионального обучения как научная область профессионального знания. 2. Объект и предмет дисциплины «Методика профессионального обучения». 3. Структура курса МПО. Назначение, цели и задачи изучения курса. 4. Перспективы развития методики профессионального обучения. 5. Понятийно-терминологический аппарат МПО: процесс обучения, методика профессионального обучения, технология обучения, методические понятия и др.    
Основы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Методика проведения занятий в учебных заведениях профессионального образования   1. Профессиограмма - основа для разработки содержания подготовки служащего. Анализ профессионально-квалификационных характеристик и способы их составления. 2. Государственный образовательный стандарт профессионального образования (ГОС ПО). 3. Федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки квалифицированных специалистов. 4. Понятие об учебном материале и учебном предмете. Фундаментальные и прикладные науки; фундаментальное и прикладное знание. 5. Сущность, задачи и характеристика общего и специального образования. Факторы, определяющие содержание специальной подготовки. 6. Тематические и сводно-тематический планы общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов. 7. Направления, методы и приемы анализа тематических планов и их разработка в зависимости от места предмета в системе дисциплин учебного плана. 8.Программа учебного предмета. Основные требования к программе и принципы разработки программы. 9. Цель учебной литературы, ее особенности как литературного жанра. 10. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие, учебно-методическое руководство, справочник. 11. Учебник. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. 12. Типы занятий производственного и теоретического обучения и их структура в образовательных учреждениях профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор типа и структуры занятия. 13. Внеурочная работа по дисциплинам профессиональной подготовки. 14. Влияние особенностей профессии на выбор организационных форм обучения квалифицированных специалистов. 15. Выпускные квалификационные экзамены. Пробные (квалификационные) работы. Письменные экзаменационные работы. 16. Характеристика и возможности методов обучения. Особенности их применения при обучении специалистов различных отраслей. 17. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности. 18. Методы изложения учащимся учебного материала и управления их учебно-познавательной деятельностью. 19. Методы закрепления и совершенствования знаний. Формирование интеллектуальных навыков и отработка умений выполнять учебно-производственных задания. 20. Задачи контроля, оценки и учета знаний, навыков и умений. Обучающее и воспитывающее значение контроля и оценки. Требования, предъявляемые к ним. 21. Виды, формы, методы и средства контроля, методика разработки контрольного инструментария, анализ и оценка деятельности. 22. Средства осуществления учебного процесса и дидактические средства реализации методов обучения. 23. Значение учебно-материальной базы и дидактических средств для повышения эффективности обучения.  
Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем     1. Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения. 2. Сущность и задачи перспективно-тематического планирования. 3. Самостоятельное педагогическое проектирование. 4. Сущность и назначение текущей работы преподавателя при подготовке проектов занятий. 5. Структурирование содержания занятия. 6. Характеристика видов самостоятельной учебно-методической работы (УМР) педагога профессионального обучения, ее назначение и место в учебном процессе. 7. Принципы составления методических указаний и выполнения методических разработок (пособий) для учащихся. 8.Самообразование работников профессионально-педагогической специальности. 9. Задачи коллективной методической работы и ее содержание. Основные ее виды и ее планирование. 10. Педагогический совет. Порядок подготовки и работы педсовета. 11. Методические комиссии учреждений профессионального образования по специальности и предметные комиссии. 12.Коллективные формы методической работы целевого назначения (методические совещания, научно-практические конференции по обмену опытом и апробации педагогических новаций, проблемные семинары, консультации, семинары-практикумы). 13. Контролирующая и управляющая функции наблюдения и анализа занятий. Посещение занятий. Виды анализа занятий. Обсуждение результатов посещения и их использование для совершенствования учебного процесса. 14. Комплексный подход к оценке результатов обучения. Анализ выпускных квалификационных экзаменов. 15. Моделирование исходных условий изучения работы выпускников в учреждениях. Сбор данных о работе выпускников в учреждениях. Наблюдение за производственной деятельностью выпускников.  
Особенности профессионально-педагогическойдеятельности при подготовке специалистов в учебно-производственных комбинатах, профессионально-педагогических лицеях, техникумах, училищах, на факультетах технических и педагогических вузов, классических университетах, на производстве и др.   1. Организационно-педагогические основы деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов. 2. Помощь в выборе профессии как одна из важнейших задач межшкольных учебно-производственных комбинатов. 3. Мотивы выбора профессии и мотивация профессионально-педагогической деятельности. 4. Профессионально-педагогические учебные заведения. 5. Содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения. Уровни профессиональной квалификации. 6. Специфика учебно-программной документации. 7. Реализация нового содержания профессионально-педагогического образования. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ. 8. Профессиональное воспитание и самовоспитание современного специалиста: понятие, мотивы, источники и средства. 9. Основные направления профессионального самовоспитания. 10. Самообразование современного специалиста: различия по формам, методам и технологиям осуществления. 11. Профессиональная карьера. 12. Повышение квалификации. Формы повышения квалификации. 13. Аттестация. Тарификация.  

10. Источники составления программы дисциплины

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050501 – Профессиональное обучение (по отраслям).

Выписка из ГОС

ОПД.Ф.09МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения, цели и задачи обучения; таксономия дидактических целей. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компонент государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отрасли (экономика и управление); сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования, обще-профессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки; научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования. Методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность и характеристика. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание. Дидактическое проектирование: проектирование целей, содержания и технологии обучения. Общая характеристика технологической деятельности педагога профессионального обучения; целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения; формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов. Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи и требования к контролю; виды, формы, методы и средства контроля, методика разработки контрольного инструментария, анализ и оценка деятельности. Корректировка учебного процесса. Практикум по методике профессионального обучения.

12. Рецензии на программу дисциплины

Программу составила к.п.н., доцент кафедры «Педагогика и психология» Мокиевская Надежда Евгеньевна.

Программа одобрена на заседании кафедры «Педагогика и психология» протокол № 1, от 1 сентября 2011 г.

Заведующий кафедрой ПЕД.иП В.Н. Люсев

Согласовано:

Заведующий выпускающей кафедрой

«Педагогика и психология» В.Н. Люсев

Рабочая программа одобрена учебно-методической комиссией ФИОТ (протокол№_1__от ___31.08. 2011 г.).

Председатель учебно-методической комиссии факультета Люсев В. Н. _____________________

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Специальность 050501

«Профессиональное обучение (по отраслям)»

очная форма обучения

Пенза 2011

1. Цели и задачи дисциплины

В настоящее время роль методических умений значительно возрастает в связи с выполнением педагогом профессиональной школы различных задач по совершенствованию организации педагогического процесса в учреждениях профессионального образования. Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя и специалиста определенной отрасли.

Цели изучения дисциплины: получение профессионально технологических знаний и навыков педагогического проектирования учебного процесса по предметам профессионального цикла; приобретение навыков осуществления учебного процесса в профессиональных учебных заведениях.

Задачи изучения дисциплины:

- изучить основы технологии обучения и применения дидактических закономерностей и нормативов при подготовке специалистов различных отраслей;

- изучить основы проектирования содержания обучения и педагогических средств;

- выработать умения выполнять педагогические проекты по методике обучения конкретным предметам;

- получить навыки проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобрести опыт внедрения педагогических проектов в учебный проце

Наши рекомендации