Гипотеза Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий
Автор называл свою конструкцию именно гипотезой, а не теорией. Гипотеза построена, по существу, на трех основных положениях, или психологических идеях, допущениях:
- идея интериоризации как процесса, объясняющего происхождение психической деятельности из деятельности внешней, материальной, но переведенной, «перенесенной» в идеальный план отражения и в нем качественно преобразованной. В частности, и мышление как система умственных действий «возникает» из практических, предметных действий;
- авторская идея последовательных этапов интериоризации, которые отличаются характером или формой отражения действия, степенью его воспроизведения (исполнения), а также систематическими преобразованиями формируемого действия по особой системе параметров.
- третье положение определяется как утверждение необходимой преемственности четкой последовательности, планомерности и тщательной управляемости выделенных этапов интериоризации. Полноценное действие более высокого отражательного порядка может быть получено, сформировано только в опоре на все его предшествующие формы.
Процесс обучения реализует методологию. Суть (по мнению П.Я.Гальперина) – действие нужно целенаправленно строить, вести, а не просто наблюдать, фиксировать его самопроизвольные изменения и в лучшем случае их корректировать.
Для практической реализации новой методологии необходимо следующее:
- четкое знание и описание конкретной цели обучения, однозначное формулирование того, что именно предполагается сформировать: какое умственное действие, умение, понятие, их необходимые свойства и особенности;
- нахождение исходной материальной формы будущего умственного действия или понятия и тщательное систематическое выделение всех условий и факторов его предстоящего формирования;
- формирование, построение внешнего материального действия при обязательном наличии тщательно разработанной системы внешних средств, рекомендаций и указаний о правильности выполнения учебных действий, об их соответствии учебному материалу;
- планомерная организация управляемой, поэтапной отработки формируемого действия по особой, авторской системе параметров.
Всякое вновь формируемое знание «накладывается» на прежнее и при этом видоизменяется, взаимодействует с имеющейся психикой, поэтому процесс обучения не может быть унифицирован раз и навсегда. Невозможно по одинаковой методологии и универсальным правилам обучать «всех и всему».
П.Я.Гальперин формулирует оригинальную авторскую трактовку состава всякого действия, в котором выделяются две части: ориентировочная и исполнительная, причем первая является психологически ведущей.
Ориентировочная часть (или ориентировочная основа действия ООД) выполняет, по мнению автора, следующие функции:
- познавательную (т.е. реализующую процесс построения субъективного образа мира);
- планирующую (обеспечивается «программа» будущего действия, его «разумность» как ориентация на существенные свойства отраженного предмета, объективные условия решаемой психикой задачи);
- контрольную (заключена функция осознания, внимания к ходу и качеству выполняемого действия).
Исполнительная часть действия– целенаправленное преобразование исходного материала, т.е. предмета действия (материального или идеального). Это часть результатирующая.
Центральное место занимает пять психологических уровней выполнения действия (от простого к сложному):
- прослеживание чужого действия в поле восприятия;
- материальное действие с материальными предметами;
- действие в плане громкой речи (без материальных предметов);
- внешняя речь «про себя»;
- внутренняя речь.
В качестве итога перечислим 6 этапов, по которым проходит процесс формирования умственного действияпо данной концепции.
1. Мотивационный этап, на котором осуществляется актуализация потребности, внедрение мотивов предстоящей учебной деятельности, формируется общее положительное отношение к процессу учения, учебной задаче и учебному действию.
2. Происходит построение ориентировочной основы действия как своего рода проекта, образца конечного результата (выделение в предмете и действии существенных связей и отношений в их происхождении и развитии).
3. Материальная (или материализованная в знаках) форма действия, т.е. практическое выполение последовательной системы заданий. Идет отработка формируемого действия по всей системе его параметров: полнота, обобщенность, степень усвоения. Действие становится автоматизированным навыком или умением.
4. Речевая отработка формируемого действия. Его суть заключается в отрыве обучаемого от материальных предметов и перенос действия в план внешней (громкой) диалогической речи. Происходят и отрабатываются значительные, системные психологические преобразования действия: качественно меняется ориентировка на объективное предметное содержание, «переведенное» на его знаковое, словесное выражение.
5. Внешняя речь «про себя» является уже собственно умственной, психической формой действия. В процессе обучения это промежуточный этап усвоения, требующий для учащегося беззвучного, но достаточно полного словесно-понятийного «проговаривания» про себя. Мысль еще не настолько сложилась и оформилась, чтобы суметь оторваться от своего речевого исполнения и выражения.
6. Внутренняя речь есть качественное следствие сокращения и автоматизации умственного действия, возникшего на предыдущем этапе. Сознание освобождается от речевой власти умственного действия, в психологическую «работу» включаются и другие знаковые средства: цифры, формулы, символы, схемы, модели, коды.
Психолого-педагогическая концепция П.Я.Гальперина имела довольно широкое практическое использование в 1960-1980-х гг., несмотря на то, что такая реализация требует сложной исследовательской работы.