Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
Младший школьный возраст обычно означает период с 6-7ми до 10-11 лет. Это сензитивный период к обучаемости. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка (у правшей начинает отчетливо доминировать левое полушарие, более связанное с логическим вербальным мышлением). В физическом развитии начало младшего школьного возраста совпадает с некоторым скачком в росте и сменой молочных зубов на постоянные.
Поступление ребенка в школу требует адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Процесс адаптации протекает индивидуально. Трудности адаптационного периода выражаются по-разному, но практически у всех детей проявляются те или иные стрессовые реакции (проблемы со сном, снижение аппетита, заикание и энурез).
В основном адаптация первоклассника к школе сводится к адаптации к учителю, к его манере общения, методам воздействия и требованиям. Длительность периода адаптации может варьировать от одного месяца до трех – четырех. Если за это время приспособление не произошло, то следует вести речь уже о школьной дезадаптации.
При поступлении ребенка в школу система его отношений со взрослыми распадается на две: «ребенок - учитель» и «ребенок - родитель», причем первая становится доминирующей, определяющей и отношения ребенка с родителями, и его отношения со сверстниками (Л.Ф.Обухова).
У ребенка впервые появляются права и обязанности, которые не зависят от родителей, которые он должен реализовать сам. Учитель часто становится эталоном во всем. Он имеет право предъявлять требования и к родителям.
Отношения ребенка с учителем должны быть опосредованы учебной деятельность, т.е. именно осуществление учебной деятельности должно определять взаимоотношения ребенка с учителем и сверстниками.
Учебная деятельность – деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.
Формирование полноценной учебной деятельности у ребенка является основной задачей младшего школьного возраста, по мнению Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и их сотрудноков (Л.И.Айдаровой, А.К.Марковой, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукермана). С психологической точки зрения предметом учебной деятельности выступает сам субъект, т.е. ребенок, ведь в процессе учебной деятельности изменяется именно он, становится более умным, компетентным и т.п.
Для отслеживания изменений необходима рефлексивность – способность наблюдать свои собственные внутренние изменения, т.е. изменения происходящие во внутреннем плане самого субъекта. Ребенок, поступающий в школу (даже после семи лет), как правило, к такой рефлексии не способен.
К компонентам учебной деятельности принято относить:
-мотивацию
- учебную задачу
- учебные операции
- контроль
- оценку результатов
Рассмотрим отдельно развитие каждого из компонентов.
1. Известно, что мотивацияне может принадлежать только учителю. Она обязательно должна иметь место и у ученика, иначе деятельность просто не начнется. Другое дело, что в начале обучения мотивация младшего школьника обычно бывает внешней по отношению к учебной деятельности. Наиболее адекватными будут учебно-познавательные мотивы, т.е. стремление узнать, научиться чему-либо новому.
Из наиболее часто встречающихся мотивов учения первоклассников следует выделить:
- мотив соответствия позициишкольника, который может включать в себя стремление выполнять требования учителя, подчиняться правилам школьного распорядка, получать хорошие отметки и т.п. однако, это остается внешним по отношению к содержанию деятельности.
- мотивация достижения успеха. Она позволяет получать положительные эмоции от повышения собственной компетентности.
- престижная мотивация.Младшие школьники при доминировании этой мотивации либо начинают «погоню за отметкой», либо стремятся добиться расположения учителя.
2. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить, те обобщенные способы действий, которые и являются предметом усвоения. При традиционном обучении учебная задача существует в сознании учителя. Детям же предлагается некоторое число конкретных заданий, выполняя которые, они постепенно приходят к выделению общего способа их выполнения. Развивающее обучение подразумевает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения определенного класса задач. Для усвоения общих способов действия деятельность ребенка должна быть направлена именно на то, «как» следует действовать, а не на то «что» следует сделать или получить в результате. Только в этом случае деятельность школьника будет собственно учебной.
3. Учебные действия (операции) – это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником; это то, что ученику необходимо сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает; это конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи (найти корень, приставку и т.п.).
4. Контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель.
Это контроль обычно по конечному результату. Постепенно дети приучаются выполнять контроль сами.
5. Оценка.По поводу оценки в младших классах в психологической литературе велась бурная дискуссия. Противники оценки (отметки) подчеркивали негативное влияние плохих отметок на формирующуюся самооценку, сторонники акцентировали роль отметки как стимула к учению для ребенка. Дело дошло до законодательного запрета на выставление отметок в течение первого полугодия учебы. При запрете отметок учителям приходилось заменять их картинками, флажками и т.п., что не меняло сути дела. Оцениваться должна именно учебная деятельность, а не только результат выполнения определенного действия.
Когнитивное развитие
В ведущей учебной деятельности младшего школьника формируются теоретическое мышление и внутренний план действий. К концу данного возраста у ребенка должна быть сформирована собственная учебная деятельность, включающая теоретическое, познавательное отношение к действительности, способность формулировать познавательные задачи, т.е. как минимум отличать известное от неизвестного, а это уже начало рефлексии (умение учиться).
При традиционной системе обучения учитель зачастую обращает внимание лишь на выполнение учеником отдельных учебных действий, которые сами по себе должны сложиться в голове у детей в обобщенный способ действия. У большинства учащихся такие обобщения складываются, но это - эмпирические обобщения, по ряду параметров уступающие истинным теоретическим обобщениям (В.В.Давыдов).
В процессе решения учебных задач идет развитие зачатков рефлексии. Ученик может отличить то, что ему известно, от того, что не известно, и хотя бы сформулировать вопрос.
Несмотря на это, у большинства детей к окончанию начальной школы наглядно-образное мышление уступает место словесно-логическому. Дети уже в состоянии делать самостоятельно простейшие умозаключения.
Умственные операции, применяемые младшими школьниками, еще далеки от формальных операций взрослых. Однако они свидетельствуют о наличии у детей внутреннего плана действий, об их способности оперировать некоторыми представлениями «в уме», а следовательно, о зачатках абстрактно-теоретического мышления.
Формирование внутреннего плана действий и развитие произвольности оказывают влияние на функционирование всех психических процессов младшего школьника. Другими словами, память, внимание и восприятие становятся произвольными процессами.
Личностное развитие.
Успешность или неуспешность ребенка в учебной деятельности оказывает сильнейшее влияние не столько на его интеллектуальное, сколько на личностное развитие.
Оценка учителем работы ученика воспринимается последним как глобальная оценка его личности и распространяется на все сферы жизни, а не только на учебную. Складывается ситуация, при которой оценки, выставляемые ребенку учителем, влияют на отношения к ребенку и сверстников, и близких. Поэтому успеваемость в младших классах оказывает огромное влияние на формирующуюся самооценку ребенка.
Успешно справляющиеся с учебной работой дети пользуются симпатией учителя, вследствие чего к ним хорошо относятся одноклассники, у них не возникает дополнительных проблем с родителями. Успешные дети к окончанию начальной школы приобретают адекватную самооценку.
Иногда при не критичном отношении к отличникам в школе и дома у них складывается неадекватно завышенное представление о себе, которое создает множество проблем и детям, и взрослым уже в подростковом возрасте.
У неуспевающих и слабоуспевающих младших школьников ситуация оказывается менее благоприятной. Не пользуясь уважением учителя, они не могут рассчитывать и на признание со стороны сверстников. В семье, ребенок тоже не всегда получает именно то, что ему требуется.
( Например, одни родители стремятся активизировать учебную деятельность ребенка с помощью санкций (поощрений и наказаний). Это обычно не приводит к желаемому результату, так как ребенок не способен справиться с трудностями. Кроме того, увлекшись санкциями, родители создают дополнительное эмоциональное давление на ребенка, который теперь и дома не находит эмоционального комфорта. В других случаях, стремясь обеспечить эмоциональный комфорт дома, родители становятся целиком на позицию ребенка, обвиняя в неудачах своего чада предвзятость учителя и т.п. Это тоже не приводит к преодолению трудностей в учении и к нормальному личностному развитию).
У плохо успевающих младших школьников чаще складывается низкая и заниженная самооценка.
Таким образом, ведущая деятельность - учебная. Мышление младшего школьника из наглядно-образного становится словесно-логическим. Все познавательные процессы интеллектуализируются, превращаются в произвольные. В личностном плане начинается формирование самооценки. Новообразования: произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий.
Группы риска в младшем школьном возрасте
1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
2. Леворукий ребенок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.
3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.
Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя.