Особенности 6дете и их обуч.в школе.

Обучение шестилеток — самая острая на сегодняшний день проблема нашей кафедры начального обучения.

Таким образом, систематическое обучение детей шестилетнего возраста не только не способствует развитию у них познавательной мотивации, являющейся составной частью учебной мотивации, но, наоборот, приводит к усилению игровой мотивации.

Как и предполагалось, в шесть лет ребята еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют канву понятия «психологическая готовность к школе». Прежде всего, следует отметить, что у большинства в это время еще не сформирована учебная мотивация, хотя один из ее компонентов — познавательная потребность — выражен достаточно ярко. Но одной познавательной потребности мало для успешного обучения в школе по существующим программам, необходимы еще и социальные мотивы учения. Что касается интеллектуальной сферы, можно выделить слабое развитие у шестилеток процесса обобщения. У многих ребят оставляет желать лучшего речевое развитие. Доминирование познавательного мотива. Между шестилетними и семилетними детьми нет различий в степени выраженности доминирования познавательного мотива над игровым. Это означает, что по данному параметру психического развития шестилетки и семилетки могут рассматриваться как одна возрастная группа.

Внутренняя позиция школьника. У семилетних ребят внутренняя позиция школьника чаще встречается и более выражена, чем у шести­летних. Это означает, что по данному параметру развития мотивационной сферы шестилет­ки и семилетки не могут рассматриваться как одна возрастная группа.

Умение работать по образцу (методика «Домик»). Семилетние дети лучше выполняют работу по зрительно воспринимаемому образцу, чем шестилетние, что связано как с более серьезным отношением к учебному заданию, так и с большей зрелостью мозговых структур, обеспечивающих сенсомоторную координацию ребенка. Значит, и по параметрам развития, исследуемым методикой «Домик», шестилетки и семилетки не могут рассматриваться как одна возрастная группа.

Умение работать по правилу (методика «Да и нет»). Шестилетние и семилетние ребята одинаково успешно справляются с несложной рабо­той по правилу, фактически представляющей собой игру по правилу (различия между группами статистически недостоверны). Значит, по этому параметру шестилетки и семилетки могут рассматриваться как одна возрастная группа.

Уровень развития процесса обобщения (методика «Сапожки»). У семилетних детей процесс обобщения развит лучше, чем у шестилетних (различия между группами статистически значимы). Это свидетельствует о более высоком интеллектуальном развитии семилеток по сравнению с шестилетками, а потому по данному параметру развития они не могут рассматриваться как одна возрастная группа.

Уровень развития процесса обобщения и логического мышления. Исследование данного параметра показало более высокий уровень интеллектуального развития семилеток по сравнению с шестилетками. У семилетних ребят фонематический слух развит лучше, чем у шестилетних. Значит, и по этому параметру развития шестилетки и семилетки не могут рассматриваться как одна возрастная группа.

Специальная психоло физичексая
Личностная и соц.псих. интеллектуальная Эмоциаонально-волевая
Умение читать,писать,считать - заниматься музыкой, - танцевать, - лицедействовать, - сочинять, - конструировать, - заниматься физкультурой и спортом   Принятие позиции школьника.Отношение -к школе - уч.дд -учителю -к себе умение общ. -со взросл - сверствниками войти вдесткое общество Ориентирован ребенок в окр.,запас его знаний,усовенные в ситсеме. Желание узнавать новое,любознательность,сенсорное развитие,развитие образных представлений.Разюречи и мышления Способность соподчинять мотивы управлять своим поведением,ученик организован рабочее место,поддерживать порядок на нем. +отношение к целям дд, принятие их.Стремление преодоление трудностей.Стремление к достиж.результатов свое дд. Состояние здоровье,физ.развит,развитие анализаторской сситемы, развитие мелкой мышц руки,развитие основынх движений.

Готовность детей к школе.

Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова такова

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.

Социальная готовность

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость.

Личностная готовность

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя «тетя Таня».

Интеллектуальная готовность

Мы уже упоминали о навыках счета, письма, но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

Социальная ситуация мл.шк.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок - учитель", определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.

Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.

Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и со сверстниками.

Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями

Социальная роль учителя связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. По словам В.С. Мухиной, учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивающий его поведение, создает условия для социализации поведения младшего школьника в пространстве обязанностей и прав. Учитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем учащимся, учитывать их индивидуальные особенности для выбора того или иного способа воздействия.

Нельзя бросать ребенка в трудной ситуации, рассчитывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, в то же время нельзя подавлять инициативу ребенка.

Родительская поддержка может быть оказана в форме повышенного интереса к тонкостям школьных заповедей, в придании статуса ритуала сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню.

Необходимо с пониманием относиться к "вспышкам конформизма", стремлению ребенка выполнить все в точности так, "как сказала учительница", связанным с особой ценностью правил и норм для новоиспеченного школьника. .

Таким образом, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка: он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем, одноклассниками, на основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению.

Адаптация детей.

«Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации».

Основными особенностями систематического школьно­го обучения являются следующие. Во-первых, с поступле­нием в школу ребенок начинает осуществлять обществен­но значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность. Во-вторых, особенностью система­тического школьного обучения является то, что оно требу­ет обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во вре­мя его пребывания в школе.

Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

1. Показатель интеллектуального развития — несет в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции ин­теллектуальной деятельности ребенка.

2. Показатель эмоционального развития — отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков (с учетов психологических новообразований кри­зиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний).

4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

Таким образом, школьная адаптация — процесс пере­стройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоциональ­но-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Согласно существующей классификации форм дезадап­тации, нарушения адаптационного процесса к школе мо­гут проявляться в виде:

 несформированности элементов учебной деятельности;

 несформированности мотивации учения;

 неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

 неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Уровни адаптации

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учеб­ный материал усваивает легко; глубоко и полно овладева­ет программным материалом; решает усложненные зада­чи, прилежен, внимательно слушает указания, объясне­ния учителя, выполняет поручения без внешнего контро­ля; проявляет большой интерес к самостоятельной учеб­ной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занима­ет в классе благоприятное статусное положение.

Как следует из описания, уровни развития всех показа­телей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Ха­рактеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном слу­чае присутствуют указания на сформированную произволь­ность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей, шестилет­ний первоклассник не может относиться к высокому уров­ню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произ­вольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных ново­образований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притяза­ний) без необходимого вмешательства педагогов и психо­логов.

2. Средний уровень адаптации

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его под­робно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосре­доточен и внимателен при выполнении заданий, поруче­ний, указаний взрослого, но при его контроле; бывает со­средоточен только тогда, когда занят чем-то для него инте­ресным (готовится к урокам и выполняет домашние зада­ния почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно отно­сится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисцип­лины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявля­ет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и по­буждения со стороны учителя и родителей; сохраняет рабо­тоспособность и внимание при удлиненных паузах для от­дыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родите­лей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Учебная дд- вед.

Учебная дд соотвест.базиной потребности возратса,т.е. потребности в познании. Задача учителя не только удовлетворить познавательные процессы,но и учить и учится. Как вед.ддсоотвествует все 3 признакам по Леонтьеву:

1 в ней формируется и перестраиваются псих.процессы(более осознанные ,более произвольные).Ребенок учится рефлексирвоать позиции-запоминать ,придумывать.

2развивается личность ребенка в процессе учебной дд.(формируются личнсотные качества,правила поведение в школе),дружить и приобретать качество друга.

3 зарождаются новые виды дд. Учебная (общесвтвенно0полезная,трудовая)

В рамках учебной дд поялвяются псих.новообразования –произвольность,рефлексия,внутренний план действий,самоконтроль.

Компоненты

Учебная дд-обязат.,целенапрвленный общественно значимая и систематическая.

-учебная задача,действия,самоконтроля,самооценка.

Уч.задача напрвлена на усвоение способа осущ-ие которого класса конкретных парктических задач (минуьки чистописания,упражнения)

-Учебная задача отвечает на вопрос Что человек должен делать?Учебные действия помогают ученикам вопроизводить и усваивать образцы общих способов решения задач.

- Что нужно делать?

- Действия самоконтроля.

Соотнесение, сравнение учебных действий с образом,Правильно ли осуществляется дд?Чтобы ребенок научился самостоятельно контролироват себя при выполнении действияй,сначала другого,потом себя.

- действие самооценки-процесс осознание ребенком своей дд на разных этапах ее осущ-ие.

Состав уч.дд

Знание-информация,который усваивают дтеи. В шк.дети приходят с запасом представлений окр.мира. Уч-формирвоать понятия,знание характеризуются полнотой,глубиной,прочностью,осознанностью,конкретностью,обобщенностью. Отрывочностью и системностью. Постепенно в процесс О ребенка у него повышается запас теоретических З(направлена на О)

Н-обеспечивается полноценное выполеннеи дд и если она хорошо освоена тогда возм.творчество. Н могут взаимодействовать между собой.-перенос Н

Интерференция Н.

Структура дд:

- Уч.ситуация и задачи-как наличие мотива,проблемы,ее принятие учащ.

- учебные действия,напрвлены на решение соотвествующих задач

- контроль,соотношение дейтсвия и его результата с заданными образцами- оценка-фиксация качества результата.

Мотивы уч.дд.

1. Широкие социальные мотивы:

- самосовершенствование (надо быть умным)

- самоопределения (хочу быть…..хочу …)

Формирвоание под влиянием окру.среды.

+помочь осознать рбенку значимость учения (Зачем люди учатся) А далеки мотивы-быть. +отношение к учебе,+условия для нач.О.

Важно знать что мл.шк.живут сегоднящ\шнем днем.

2. Долго и отвественностью.

Должен учиться. Но требование и зад. Учит.выпоняется все, а мотивы нет.Ребенок имеет сниженный уровень личной отвественности. Если у ребенка ошибки,то он начнет обвиняь других. Задача-сформирвоать отвественное отношение к учебе. Оно проявляется в ум.школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задаткам.(соподчинение,иерархия мотивов)

Сначало Учитель ставит перед собой цель и мотив на дд.Взрослый вовлекает в постановку цели, в нализе путей ее достижения. Посявления соовтеств.цели,мотивы,намерения.Учебно-познават.мотивы. Большая значение-уровень познавательных потребностей, с кот.ребенок пришел в шк..

Уровни:

- на урвоень впечталений

- науровень любопытсва.

На разв.познават.дд влияют:

- содержэание

- организация учебного процесса.

Наши рекомендации