Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

Основные положения:

1. Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

o ориентировочной (управляющей);

o исполнительной (рабочей);

o контрольно-ориентировочной.

3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами:

o формой совершения;

o мерой обобщенности;

o мерой развернутости;

o мерой самостоятельности;

o мерой освоения и др.

4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.

5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:

o мотивационный;

o предварительное ознакомление с действием;

o выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

o внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

o беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

o автоматическое выполнение отрабатываемых действий.

Теория проблемно-деятельностного обучения.

Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.

Можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности учеников:

восприятие и осмысление обучаемыми созданной учителем проблемной ситуации. Ученики знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.

ученики создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.

индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение.

анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.

анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.

Принципы обучения

Принципы обучения — это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения.

Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей.

Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения, определяющего связь обучения с наукой.

Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательно обучения, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности.

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития детей.

Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей.

Известный педагог и психолог Л. В. Занков предложил применительно к начальному этапу усвоения детьми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представляют собой дальнейшую, более глубокую раз­работку названных выше принципов.

Понятие обученность Алгоритм.

Обучение – целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления обучающимся новой учебной информации,

организация их на ее усвоение, на выработку умений и навыков, развитие познавательных способностей.

Обученность – это результат обучения( промежуточный или конечный ), это знания, умения и навыки усвоенные ребенком, познавательные потребности и способности сформированные у него.

1. Изучение требований Государственного образовательного стандарта для определения требований к уровню образованности и

дидактических единиц.

2. Изучение требований учебной программы по данному предмету,

разделу, теме.

3. Знакомство с материалами учебника, учебных пособий, методических рекомендаций, разработок.

4. Разработка ( или отбор ) заданий для определения уровня обученности. 20% - простые, 30% - средней сложности, 30% - сложные, 20% - очень сложные.

5. Предложить задания для выполнения. Наблюдение за выполнением.

6. Обработка полученных данных, определение уровня обученности.

Уровни обученности.

Высокий, если знания интериоризированы – совершаются умственные действия.

Средний, если обнаруживается неуверенность и неточность знания , их хотят уточнить – недостаточная интериоризация.

Низкий, если задание выполняется после повторения и по аналогии – нет интериоризации.

7. Определение «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.)

или коррекционно-развивающей работы.

Пример определения обученности.

1. Требования Государственного образовательного стандарта для определения требований к уровню образованности и дидактических единиц.

Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Тема: «Имя существительное»

Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопрос «кто, что»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

2. Изучение требований учебной программы по данному предмету,

разделу, теме. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева)

Тема «Имя существительное».

Учащийся 3 класса должны знать:

- точное определение имени существительного;

- род, число (только единственное и множественное число);

- падеж имени существительного;

- роль в предложении.

Учащийся 3 класса, школы №1605 Жукова Екатерина.

Катя хорошо справлялась с заданиями, в ходе работы не задавала вопросы, выполняла работу с интересом, Катя над каждым заданием думала, размышляла, прежде чем написать. Катя с 1-5 заданиями справилась довольно быстро (около 4мин.), а на следующие задания потребовалось 20 минут. С последним заданием Катя не справилась, она не привела примеры.

Уровень обученности у Кати – высокий. У нее знания интериоризированы – совершаются умственные действия. Т.е у нее сформированы внутренние структуры усвоение данной темы, она свободно владеет знаниями и умениями по данной теме.

Жукова Екатерина хорошо усвоила тему «имя существительное». Дальнейшая работа – это давать более сложные и логические задания. Кати нужно развивать логическое мышление, расширять кругозор в русском языке, расширят словарный запас, нужно давать более сложные задания. Нужно давать Кате задания на расширение словарного запаса, упражнения на приведение примеров. Катя готова для дальнейшего изучения русского языка, она хорошо усвоила тему «имя существительное».

1. Допиши правило:

«Слова, которые обозначают _______________________и отвечают на вопросы ________________________, называются именами существительными».

2. Соедини вопросы и название падежей:

кем? чем? И.п.

о ком? о чем? Р.п.

кого? чего? Д.п.

кого? что? В.п.

кто? что? Т.п.

кому? чему? П.п.

3. Заполни таблицу:

существ. Нач. форма род число падеж * др.гамм. признаки
инеем          
у птицы          
на кровати          
в небо          

4. Просклоняй, выдели окончания:

       
  Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru   Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru И.п. картина , друг , тень , страны

5. Найди и исправь ошибки:

(с) неба – сущ., небо, ср.р., неодуш., нариц., в ед.ч., в В.п.

землю – сущ., земля, ж.р., одуш., нариц., во мн.ч., в В.п.

6. Определи падежи существительных.

На берегу реки пахнет свежестью и травой. Мы любуемся густыми камышами и слушаем журчание воды.

7. Определи грамматические признаки слов:

(в) окно –

(до) ночи –

(по) листьям –

8. Напиши примеры несклоняемых существительных.

_______________________________________________

9. Впиши окончания существительных.

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru - е, - о          

10. Определи, если можешь, грамматические признаки «слова» по его части.

 
  Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. - student2.ru

а) …тель - ____________________________________________________

б) приведи примеры: _____________________________________________

Психология воспитания

Цель воспитания

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе.

Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и

целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых

новыми тенденциями развития общества к личности человека. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую

очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы

относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе,

духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и

вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем

приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она

проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы

понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно

обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой

личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной

принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность

человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и

общества в целом.

Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными,

духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общей

выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают лишь

приблизительно. Это цели воспитания, которые могут стать другими, когда

общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.

11. Воспит.и О.Воспитание и соцализация

Воспиатние– целенапрвленное процесс формирвоание Л с помощью педагог.воздейтсвий в соотвевтсии с определнным соцно-педагогическим идеалом. Социализация– процесс формирвоания Л в поределнных социальных услвоиях, в ходе которых человек усваивается социальный опыт (воздействие соц.услоовия)

Формирвоание – процесс изменение Л в ходе взаимодействие с реальной действительностью, появление физич-их и социально-псих. Нвообразова-ие в струткуре личности.

Становление- термин, обозначет достижение ребьенком таког уровня развития когда он становится способности,самостоятлеьно выстраивать свое поведение, осознавать поступки и производить относительно устойчивый ценострный выбор.

Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количесвенного и качеств.измненение физич.и духовных сил челвокнеа.

Обучение. Платанов – вид формирвоание Л и коичества напрв.на упражннеие и связывающ.новое со старом.Н.Ф.Талызина – дд учителя в уч.процессе Зимняя – обуч.в наиболее употр.смысле – целенапрвленное,последовательная передача общ-исторического социокульт-ого опыта другому человеку, в сециальноорг.условиях.Обучение-процесс взаимоджействие 2 сторон-sb,нужно управл.не только усв-ем ЗУН,а также развитие мысл.дд иЛ.

Проблема псих.восп:

- механизмов,закономерностей процесса усвоение нрав-ых норм и принципов,форм-ие мировоззрений,убеждений в усл.учебной и воспит.дд в школе.

- соотношение и разграничение проц.воспит.,обуч.и социализации.

Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания — нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.

Управление проц.в.

Внешнее соц.влияние – интериоризация-во внутреннее sb состояние . Внешние требования – взрослые(вынужденные) – осознанное- требования, сверстники(принятие)--- внутренние системы саморегуляции самоуправления. Это требование к себе самому самовоспитание и самосоврешентвование. Личность – человек, рассматриваемый как общественное существо наделенный психическими свойствами и качествами, занимающий определенное место в обществе, имеющее права и обязанности свободно и отвественно определяющий свою позицию и место в мире. Связано с установками, самооценками. "Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса." Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Поэтому образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою дея­тельность в новых социокультурных условиях.

.C. Лазарев, что управление – это «особый вид деятельности, в которой ее субъект, по­средством решения управленческих задач, обеспечива­ет организованность совместной деятельности учащих­ся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных це­лей и целей развития школы».

Цель педагога – добиться эффективных результатов в развитии и формировании личности воспитанника. Для этого в педагогике существует несколько правил:

1. Цели, содержание и методы воспитания должны быть в единстве друг с другом.

2. Использовать неразрывное единство обучения и воспитания.

3. Активное включение в деятельность воспитываемого.

4. Развитие мотивов и потребностей индивида изменить себя, свое отношение к другим, найти свое место в коллективе, в жизни.

5. Гуманное и уважительное отношение к личности при высокой требовательности.

6. Помогать добиваться радости и успехов.

7. Опираться на положительные качества личности.

8. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности.

13. Методы в, псих.обоснование

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога.
Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом всей системы, применяемой на практике, - трудно.
До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

Г.И. Щукина предлагает следующую классификацию методов воспитания (см. анимацию).

  • Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

1. методы формирования сознания;

2. методы формирования поведения;

3. методы формирования чувств и отношений.

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений .Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся.
Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему (Ильин Е.П., 2000; см. аннотацию).
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим метоЭто тоже широко распространенная классификация.

Классификация.

1)методы убеждений

2)мет.упражнений

3) оценки и самооценки

2.1)формирвоание созгнания рассказ, объяснение, разъчяснение, лекция, этическая беседа, увещивание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2)мет.организ.дд и формирвоание опыта поведения упражнения, приучение, поручение, педагогическое требоване, общественное мнение, воспитывающие ситуации

3)метод стимулирования. соревнонивание, поощрене, наказание.

Учитывается возратсные и инд.особеннсоти личности, псих.особенности группы и содержание ее деятельности, конкретные условия воспитательного процесса.

Воспиаттель и его отношение к вопитаннику и требованию-смысл тиребование содержание –форма предъявление ,личностное воспитание. Переложение смысла требования и отношения к нему воспитанника. Способы воздействия- сообщение, убеждение, внушение, пркиаз, команда, просьба, объяснение и пр.

Нравственное воспитание

Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

15. Общ-полезная дд как упть в. И разв.личнсоти

значима для общества- включение в значимые для личности дела, учет возратсных особеннсте – учет социальной роли учтановки-система разнообразных дел от интересных к необх., вовлечение в самостоятельное управление делами., дает возможность личности проявить себя в социальной позиции – демонстрация успехов личнсоти рефернтной группы, те.е Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Осознание себя вместе со всеми, изменение социальной позиции личности, развитие личностных качеств, самооценки. ------ Все это сотрудничество.

Воспитатанность.Алгоритм

Воспитание – это дд, по приобщении человека к социальному опыту во всех его формах (з, эмоции, этические и эстетические нормы) и по развитию внутренних своеобразных возможностей и склонностей к человеку. Воспиаттельный результат-мера соотвествия развитых социально-ценностных отношений ребенка и его функций, обеспечние полноту человеческой жизни тому уровню культуры, которая достигла челоеческое общестов на данный момент свою исторического развития. Сопаставление идет не с прошлом, а с проициреумой культурой недалекого будущего. Воспитанность –результат промежуточной конечной, складывающийся из З и У себя вести в соотвт.с этими Знаниями.(качество линотсти)

1. Изучить требюовнаия ГОС

2. Изучение учебной программы З,У

3. Познакомиться с материалами пособями разработкамиэ

4. Разработать подобрать задания для детей кот.помогли определить урвоеень воспитанноти (для проверки ЗУ).

Для проверки З мождно использовать: беседу, анкету, метод неоконченного предлож, реш.ситуации

5. Предложить детям задание и зафискровать путем записывания, а поведене-путем наблюдения.

6. Анализ и обработка полученных результатов.

1. ГОС Во втором разделе определены основные направления духовно нравственного развития и воспитания обучающихся наступени начального общего образования: • воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностям человека; • воспитание нравственных чувств и этического сознания; • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планетаЗемля; экологическое сознание.

17. Трудные дети Так называемые «трудные» дети – это педагогически запущенные дети. рельефно типичные особенности «трудного» ребенка проявляются в подростковом возрасте, когда изменяется социальная позиция ребенка, обусловливая не только новую направленность его деятельности, но и новое отношение к нему, определение его обществом. С другой – мы имеем дело с растущим человеком, стоящим на пороге взрослой жизни, стремящимся к самостоятельности, самоутверждению, признанию со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей. «трудный» в сложившейся практике обозначают широкий круг детей, требующих коррекции их личности. Сюда относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, сопротивляющиеся требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям и интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы деятельности – вот основной путь предупреждения и преодоления капризов, упрямства, непослушания.Известная часть детей отличается озорством, недисциплинированностью, грубостью. К таким ученикам особенно необходим индивидуальный подход, и прежде всего установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими детьми предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность.

Работа с «трудными» детьми обусловливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего:

1) внимательное, доброжелательное отношение к ребенку;

2) опору на его положительные качества;

3) доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.

Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребенка. Мазуров Г. И. выделяет следующие типы «трудных» детей:

1) Возбудимый тип личности. ярко выражено стремление к лидерству, поэтому они, как правило, активны. Им не свойственно иметь четко выработанную позицию в коллективе учащихся и поэтому их можно встретить как среди хорошистов, так и среди себе подобных -с отрицательной направленностью в поведении. Они обычно стремятся добиться лидерства в группе с отрицательной направленностью в поведении, ради этого грубо нарушают установленный распорядок и правила поведения на уроках и во внеурочное время, притесняют более слабых учащихся, могут принять участие в драке, открыто не подчиниться учителю и дирекции школы и т.д.Чаще всего им удастся утвердить свой авторитет за счет грубых нарушений правил поведения учащихся в школе.

2) Неуправляемый Но у них те же личностные свойства выражены более ярко, и это соответствующим образом отражается на поведении, которое приобретает как бы импульсивный характер из-за неумения управлять своим поведением.

Выраженное у этого типа подростков стремление к доминированию над другими учащимися в условиях школы приводит к тому, что они с готовностью выполняют поручения лидера группы с отрицательной направленностью.

Своими поступками трудные школьники этого типа выделяются среди общей массы учеников, так как постоянно создают вокруг себя конфликтную обстановку, нарушают распорядок в школе, дисциплину на уроках, притесняют других учащихся, активно участвуют в драках и за пределами школы. Они не способны учитывать прошлый опыт. Отсюда -- отсутствие страха перед очередной беседой с классным руководителем, дирекцией школы и сообщением в комиссию по делам несовершеннолетних.

3) Упорный тип личности. Поведение этого типа детей в значительной степени определяется такой их личностной чертой, как честолюбие. В зависимости от своих убеждений и взглядов они любым путем стремятся занять лидирующее положение в группе с отрицательной направленностью. Но в отличие от «возбудимых» эти трудные подростки имеют четко выбранную жизненную позицию, проявляют упорство в отстаивании своих взглядов, склонных к прямолинейности и завышенной оценке собственной личности. Они воспринимают окружающий «школьный мир» по принципу «черного» и «белого», в суждениях категоричны, в поступках решительны. Как правило, придерживаются в школьном ученическом коллективе раз выбранной линии поведения.

4) Активный тип личности.повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества В своем большинстве это старшеклассники, которые хотят получить от жизни прежде всего удовольствие, отсюда стремление удовлетворять свои прихоти и влечения. В поисках удовольствия они теряют грани между дозволенным и недозволенным.Этим подросткам свойственно нарушение ритмов работоспособности, взвинченность, дерзость. Их поведение вызывает конфликты с учителями, воспитателями, для которых они становятся раздражителями. Получая различные замечания, они отвечают на них резкостью, грубостью. Отношение воспитателей к таким подросткам требует известной выдержки, такта.

5) Демонстративный тип сильным стремлением любым путем выделиться, добиться восхищения других учащихся, удивления самим собой. Самое обидное для них -- остаться незамеченными. Они любят быть в центре внимания, обладают богатой фантазией, склонны к позерству.Им свойственна тенденция преувеличения, чрезмерная болтливость, фразерство, а порой и ложь. Таким детям свойственна чрезмерная увлеченность чем-то. Например, по многим предметам у него могут быть плохие оценки, а по географии -- «5», ибо он изучает страны, собирает марки и ему этот предмет интересен, а остальные - нет.

6) Безвольный тип личности недостаток волевых качеств. Особенно отчетливо он проявляется в учебе, труде, достижении жизненных целей. Они замедленно реагируют на происходящие ситуации. Их обычно называют «тугодумами».

В школьной обстановке безвольные дети легко попадают под влияние других отрицательно характеризующихся учащихся. Тяга к удовольствию, бездумность, с одной стороны, и безволие, с другой, приводят их к нарушениям правил поведения учащихся в школе, и часто являются причиной перехода их в категорию «отвергаемых».

Психология пед.дд

Проблемы:

1. творческого потенциала педагога, возможности преодоления им пед.стереотипов.

2. профессионализм

3. псих.подготовка учителч

4. подготовка учителя к системам развив.обуч.

5. повышение квалификации учителя

6. восприимчивость учит.к инновационным процессам и дд.

Характеристика группы проф.чел-чел.

1. У. руководить, учить,воспит.,осуществлять полезные действия по обслуживанию разных потребностей людей.

2. умение слушать и слышать

3. широкий кругозор

4. речевая культура душеведческая направленность ума, чувсвт, харатктера, его поведение,

5. проектирвоанный подход к человеку,основанный на уверенности, что чел. Всегда может стать лучше.

6. спообность переживать

7. наблюдательность

8. глубокая и оптимальная убежденность в правильности идеи, служение народа в целом.

9. решение нестандратных ситуаций

Наши рекомендации