Психология усвоения знаний: основные подходы и концепции.
Разработка вопросов психологии усвоения знаний учащимися направлена на то, чтобы найти наиболее эффективные пути обучения, повысить качество усвоения знаний в школе. Процесс прочного усвоения знаний - центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по - разному им оперируя, и т. д.
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.
Знания могут усваиваться на разных уровнях:
- репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
- продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Проблема усвоения является традиционной проблемой педагогической психологии.
Усвоение учащимися знаний - это центральная часть процесса учения.
В качестве основных подходов к исследованию усвоения в процессе учения могут быть названы следующие: ассоциативно-рефлекторная теория, теория деятельности и когнитивный подход.
Сущность ассоциативной теории учения заключается в том, что процесс усвоения осуществляется посредством установления ассоциативных связей между рассматриваемыми фактами, событиями, явлениями. В зарубежной психологии примером классической ассоциативной теории может служить педагогическая система, разработанная И. Гербартом. Процесс учения он рассматривал как процесс ассоциации представлений, также данным ученым разрабатывались принципы отбора, методы преподавания и систематизации материала, влияющие на его усвоение.
В отечественной психологии ассоциативно-рефлекторную теорию учения, основанную на теории И.М. Сеченова - И.П. Павлова, разделяли П.А. Шеварев (1959), Д.Н. Богоявленский (1959, 1962), Н.А. Менчинская (1959, 2004), Е.Н. Кабанова-Мел л ер (1962) и др. Основу данной теории составляет тезис о необходимости перехода от частных ассоциаций к все более обобщенным ассоциативным системам в процессе учения. Процесс формирования подобных систем проходит ряд этапов: возникновение локальных ассоциаций, лишенных системности, затем частносистемных, внутрисистемных (внутрипредметных) и межсистемных ассоциаций.
В работах П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной представлен иной подход , нежели в ассоциативно-рефлекторной теории , к изучению процесса усвоения знаний . Усвоение знаний рассматривалось как «...сложный процесс, предполагающий наличие факторов, побуждающих и формирующих готовность к действию, средств и способов взаимодействия субъекта и объекта, системный контроль и оценку промежуточных и конечных результатов». 6 этапов.
Еще одна трактовка процесса усвоения знаний в русле деятелыюстного подхода была дана Д.Б. Элькониным. Он рассматривал усвоение как вид деятельности. Данная позиция интересна тем, что усвоение рассматривается с точки зрения деятельностного подхода и выделяется в особую деятельность — деятельность усвоения , определенную Д.Б. Элькониным как активность учащегося на ступени учения. По мнению Д.Б. Эльконина эта деятельность представляет собой вполне определенное содержание и результат. Он писал: «Можно предположить, что при прослеживании за образцом действия у ребенка возникает предварительный образ или представление о том, как производится данное действие. На этой основе идет дальнейшее освоение, заключающееся в воспроизведении действия... Производимые ребенком действия по составлению предварительного представления о способе действия и по его первоначальному воспроизведению есть собственно учебные действия»