Нравственное воспитание детей в первые годы жизни.
В раннем возрасте речь еще может идти только о воспитании у детей нравственных чувств, а не нравственного сознания. Подлинное осознание нравственных категорий происходит гораздо позднее и ребенку этого возраста недоступно. Напомним, что под чувствами имеются в виду разнообразные эмоции, связанные с поступками, предметами материальной и духовной культуры, социальными событиями, природой и людьми. Система эмоций, которую составляют нравственные чувства, формируется прижизненно в результате воспитания. Среди множества нравственных чувств есть благородные чувства: порядочность, доброта, отзывчивость, сердечность и другие и так называемые неблагородные: зависть, злоба, вражда и пр. Нравственное воспитание ребенка с раннего возраста предполагает формирование у него благородных чувств и предупреждение возникновения неблагородных.
Дети раннего возраста до 2,0-2,5 лет включительно способны понимать и переживать элементарные нравственные чувства. Им доступен язык высших человеческих эмоций, но они испытывают затруднения в восприятии и понимании вербального языка морали. Возникновению нравственных чувств генетически предшествует формирование у ребенка нравственных суждений и поступков, поэтому с них и следует начинать нравственное воспитание, тем более что в раннем возрасте потребность в общении с окружающими людьми у детей достаточно развита.
Постановка задачи нравственного воспитания детей раннего возраста вытекает из того уровня понимания, который им доступен.
Образование как педагогический процесс.
Педагогический процесс - это процесс, в котором весь этот социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
Образование как процесс становления и развития человека.
Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе - одна из важнейших функций образования. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшим компонентом процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, мировой художественной культуры, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовского образования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественно-научных и технических дисциплин. Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования.
Образование как составная часть и основной "канал" трансляции культуры.
Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из функций образования. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.