Концепции развивающего обучения.
Концепция В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
В основе развивающего обучения школьников лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.
Школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета. Далее учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем они используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала.
Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условия происхождения содержания усваиваемых ими понятий.
Концепция Л.В. Занкова. Основу системы обучения, по Л.В. Занкову, составляют следующие взаимосвязанные принципы:
обучение на высоком уровне трудности - раскрывает духовные силы ребенка; усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и очередной ступенью, обеспечивающей ему переход на более высокую ступень развития.
быстрый темп в изучении программного материала, ведущая роль теоретических знаний - предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, действенным средством, позволяющим идти в быстром темпе и сильным, и слабым учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же темы программы различные ученики проходят с неодинаковой глубиной.
осознание школьниками процесса учения - важным условием развития школьника является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания.
целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.
Критерии отбора и уровни формирования содержания образования.
1. Весь процесс обучения. Сначала разрабатывается теоретическое представление о таком содержании, в котором не было упущено что-либо важное в педагогических целях. Здесь в общем виде устанавливается: чему необходимо и возможно обучить школьников; выделяется каждый крупный элемент содержания, воплощающий определенную педагогическую цель образования; устанавливаются образующие систему связи между элементами, а также разграничиваются функции между ними. 2. Уровень учебного предмета. После того, как сформировано общее теоретическое представление о содержании образования, переходят к его описанию на уровне учебного предмета. Обозначаются те участки социального опыта, которыми должен овладеть школьник. При конструировании учебного предмета решающее значение приобретает его функция в общем образовании. 3. Урок или уровень учебного материала . Здесь конкретизируются элементы состава содержания. На данном уровне речь идет о конкретных знаниях, умениях и навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, задачников, различных пособий для учащихся и учителей. Изучение определенной темы урока должно быть обеспечено необходимым оптимальным минимумом средств обучения.
принципы построения содержания образования.
Первый — принцип соответствия содержания во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования общим целям современного образования. Именно отсюда вытекает необходимость предусматривать в составе содержания не только традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям.
Второй — принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения.
Третий — принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Отдельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре всего содержания образования. Смысл принципа - обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.