Тема 14. Педагогические проблемы работы с детьми, оставшимися без

Попечения родителей. Безнадзорные и беспризорные дети

Семинарское занятие № 16

Цель:сформировать представления об особенностях социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об особенностях безнадзорных и беспризорных детей;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. «Дети улицы» общая характеристика, причины их появления и факторы, влияющие на формирование личности.

2. Основные направления и принципы работы с беспризорными и безнадзорными детьми.

3. Этапы социально-педагогической работы с детьми на улице.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 113-132.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Детский дом: уроки прошлого. М., 1990.

4. Семья Г.В. и др. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.

Семинарское занятие № 17

Цель:сформировать представления об особенностях положения и работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление об особенностях и детей, оставшихся без попечения родителей;

· знать основные педагогические понятия.

Вопросы для изучения:

1. Ситуации, связанные с утратой попечения родителя.

2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 113-132.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Детский дом: уроки прошлого. М., 1990.

4. Семья Г.В. и др. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.

Тема 15. Педагогическая культура социального работника

Семинарское занятие № 18

Цель:сформировать представления о педагогической культуре социального работника и о профессиональных деформациях.

Исходный уровень знаний:

· иметь представление о профессионально важных качествах социального работника;

· знать определение профессиональной культуры.

Вопросы для изучения:

1. Понятия «культура», «педагогическая культура» и «социально-педагогическая культура». Их соотношение.

2. Структура социально-педагогической культуры и характеристика основных ее компонентов.

3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника.

4. Пути повышения педагогической культуры социального работника.

5. Профессиональные деформации и причины их появления.

6. Предупреждение профессиональных деформаций социального работника.

Литература

Основная:

1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 231-245.

Дополнительная:

2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.

3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1990.

4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. М., 2006.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2005.


Вопросы для подготовки к экзамену

Социальная педагогика как теория и практика.

Объект и предмет социальной педагогики.

Функции и задачи социальной педагогики.

Уровни социальной педагогики. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.

Принципы социальной педагогики и их основные требования.

Истоки социальной педагогики.

Первое учебное пособие по социальной педагогике П.Наторпа.

Социально-педагогические взгляды А.С. Макаренко.

Социально-педагогические взгляды в Древней Руси.

Забота о сиротах и обездоленных.

Социально-педагогические взгляды в Советской России.

Источники социального развития.

Внутренние движущие силы социального развития человека.

Внешние движущие силы социального развития человека.

Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

Понятие социально-педагогического процесса и его назначение.

Внутренний и внешний социально-педагогический процесс: общая характеристика.

Характеристика внутреннего социально-педагогического процесса.

Характеристика внешнего социально-педагогического процесса.

Пути повышения эффективности деятельности социального работника в социально-педагогическом процессе.

Общая характеристика социального развития человека.

Социализация как социально-педагогическое явление.

Биогенный и социогенный подход к социализации.

Факторы социализации (по Мудрику).

Виды социализации.

Соотношение понятий десоциализация и ресоциализация. Их роль в социальном развитии.

Этапы и ступени социализации.

Особенности социализации на разных этапах жизни человека.

Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике. Причины трудновоспитуемости.

Типичные группы трудновоспитуемых.

Формы проявления трудновоспитуемости.

Предупреждение трудновоспитуемости.

Практика преодоления трудностей обучения по Сухомлинскому.

Понятие «семья» в социальной педагогике. Функции семьи.

Факторы, оказывающие существенное влияние на ребенка в семье.

Типы семейного воспитания.

Типы семейных взаимоотношений.

Авторитет родителей. Виды ложного родительского авторитета.

Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка, и их характеристика.

Типичные ошибки семейного воспитания и их характеристика.

Повышение воспитательных возможностей семьи.

Наиболее ответственные периоды воспитания. Диагностика результатов воспитания.

Понятие социальной нормы и социального отклонения.

Аномия: виды и общая характеристика.

Девиантное поведение.

Делинквентное поведение.

Основные факторы, обуславливающие формирование отклоняющегося поведения.

Основные направления социально-педагогической деятельности профилактике отклоняющегося поведения.

Пенитенциарная педагогика, ее основные задачи и принципы.

Этапы процесса исправления и характеристика основных групп осужденных.

Основные направления и средства пенитенциарно – педагогического процесса.

Особенности перевоспитания отдельных групп осужденных (несовершеннолетних, женщин, лиц с аномалиями в психике).

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Основные требования к личности и деятельности социального работника.

Социально-педагогическая работа с детьми с различными формами умственной отсталости.

Основные направления социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа.

Социально-педагогические проблемы воспитания детей в приемной семье.

Методические рекомендации для студентов

Курс «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы» направлен на формирование педагогической культуры будущих специалистов в области социальной работы. Кроме того он выполняет функцию интеграции знаний, полученных в ходе изучения других педагогических и психологических дисциплин. Именно поэтому важная роль отводится самостоятельной активности студента. Необходимо привлекать и использовать все то, что было изучено вами ранее, поскольку часть материала уже знакома. В то же время изучение данной дисциплины помогает перейти на качественно новый уровень подготовки. Изучение курса лишь тогда будет успешным, когда вы осознаете значение теоретико-методологических основ социальной педагогики для будущей профессиональной деятельности, овладеете профессиональной лексикой, поймете сущность социально-педагогической работы, ее цели и задачи в структуре своей профессиональной деятельности, сможете дифференцировать особенности педагогической работы с разными категориями подопечных.

Для этого необходимо много внимания при изучении дисциплины уделить самостоятельной работе, подготовке сообщений и докладов, предложенных для подготовки к каждому занятию. Уместно будет и проявление инициативы при подготовке сообщений. При этом стоит руководствоваться собственными интересами, выбирать темы наиболее вам близкие или наиболее полезные с вашей точки зрения.

При подготовке к семинарским занятиям нужно использовать не только основную, но и дополнительную литературу, предложенную преподавателем. Приветствуется и привлечение информационных ресурсов Интернета.

В ходе изучения дисциплины будет осуществляться текущий контроль знаний, причем не только в виде фронтального опроса на каждом занятии, но и в форме выполнения тестовых заданий, написания контрольных работ по пройденным темам. Именно поэтому готовиться к семинарским занятиям следует систематически, не откладывая все на дни предэкзаменационной подготовки.

Материал дисциплины строиться в логической последовательности, а разделы соответствуют основным проблемам профессиональной деятельности.

Задания для самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации