Тема 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка
Семинарское занятие № 6
Цель:сформировать представления об основных механизмах социального развития человека, о роли в нем движущих сил.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление о механизмах развития;
· знать особенности возрастного развития человека;
· знать определение развития и иметь представление о нем как о непрерывном процессе.
Вопросы для изучения:
1. Источники социального развития.
2.Внутренние движущие силы социального развития человека.
3. Внешние движущие силы социального развития человека.
4. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В., М.: 2003. С. 20-31; 35-51.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 54-73.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999. С. 127-134.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
Тема 6. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы
Семинарское занятие № 7
Цель:сформировать представления о категории трудновоспитуемых детей, причинах формирования трудновоспитуемости.
Исходный уровень знаний:
· знать особенности возрастного развития ребенка;
· иметь представление о «трудных» детях.
Вопросы для изучения:
1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике. Причины трудновоспитуемости.
2. Типичные группы трудновоспитуемых.
3. Формы проявления трудновоспитуемости.
4. Предупреждение трудновоспитуемости.
5. Практика преодоления трудностей обучения по Сухомлинскому.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 95-112, 133-153.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 132-148.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой, М.: 1999.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
Тема 7. Семья как социокультурная среда воспитания
И развития личности
Семинарское занятие № 8
Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.
Исходный уровень знаний:
· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;
· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка.
Вопросы для изучения:
1. Понятие «семья» в социальной педагогике. Функции семьи.
2. Факторы, оказывающие существенное влияние на ребенка в семье.
3. Типы семейного воспитания.
4. Типы семейных взаимоотношений.
5. Авторитет родителей. Виды ложного родительского авторитета.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.
4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.
5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.
6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.
Семинарское занятие № 9
Цель:сформировать представления о семье как социокультурной среде воспитания, о типах семейного воспитания.
Исходный уровень знаний:
· знать что такое семья и ее место в работе социального педагога;
· иметь представление о роли семьи в воспитании ребенка;
· знать типы семейного воспитания и семейных взаимоотношений, виды ложного авторитета родителей.
Вопросы для изучения:
1. Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребенка, и их характеристика.
2. Типичные ошибки семейного воспитания и их характеристика.
3. Повышение воспитательных возможностей семьи.
4. Наиболее ответственные периоды воспитания. Диагностика результатов воспитания.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 63-94.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005. С. 149-161.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 166-192.
4. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000. С. 426-433.
5. Социальная педагогика. Под. ред. Мудрик А.В. М., 2003. С. 91-98.
6. Леви В. «Нестандартный ребенок». Изд. 3-е. М., Знания, 1989.
Тема 8. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления
Семинарское занятие № 10
Цель:сформировать представления о социальных отклонениях.
Исходный уровень знаний:
· знать понятие нормы и отклонения;
· иметь представление о возможных проявлениях социальных отклонений.
Вопросы для изучения:
1. Понятие социальной нормы и социального отклонения.
2. Аномия: виды и общая характеристика.
3. Девиантное поведение.
4. Делинквентное поведение.
5. Основные факторы, обуславливающие формирование отклоняющегося поведения.
6. Основные направления социально-педагогической деятельности профилактике отклоняющегося поведения.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 133-153.
Дополнительная:
2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 212-260.