Методика проведения занятия с использованием метода случаев
Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части:
1 фаза – передача и изучение обучающимися информации, касающейся конкретного случая в виде печатного текста, который преподаватель раздаёт для изучения в течение определённого времени самостоятельно;
2 фаза – обучающиеся определяют недостающую информацию посредством открытого обмена мнениями;
3 фаза – нахождение главных и второстепенных проблем посредством метода свободной дискуссии для определения главной проблемы;
4 фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы, в результате чего должна появиться составленная модель задания;
5 фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки методом свободной дискуссии;
6 фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам.
Методика проведения «мозговой атаки»:
1 этап – формирование (создание) проблемы. её разъяснение и требования к её решению;
2 этап – подготовка обучающихся: уточнение порядка и правил проведения атаки; возможно создание рабочих групп и руководителей групп;
3 этап – непосредственно «мозговая атака» (штурм): выдвижение обучающимися предложений по решению проблемы, фиксируемые преподавателем на доске; исключатся критические замечания по уже выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения;
4 этап – контратака с использованием сравнения и сопоставления невозможности одних решений, наиболее уязвимые места других и исключения их из общего списка;
5 этап – обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (оптимального) решения.
Методика проведения заседания «круглого стола»:
1 вариант:
- краткое вводное слово ведущего;
- заслушивание кратких вводных сообщений участников круглого стола;
- постановка перед участниками «КС» вопросов, поступивших из аудитории;
- развёртывание дискуссии;
- выработка согласованных позиций по проблеме обсуждения.
2 вариант:
- бдицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;
- уточнение порядка и характера работы;
- ответы по существу поставленных вопросов;
- заслушивание мнения выступающих из аудитории;
- нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.
3 вариант:
- показ-предъявление проблемы (кино, фото и др.);
- представление участников круглого стола, заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации;
- подключение «свободного микрофон6а» с целью выяснения мнения аудиторриии;
- дискуссирование;
- нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.
Анализ занятия
Дата посещения____________________________________________________________
Курс____________________________________
Число студентов по списку________________ Присутствует___________________
Дисциплина_______________________________________________________________
Цель посещения занятия_____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ф.И.О. преподавателя_______________________________________________________
Тема занятия_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Цель занятия_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тип занятия________________________________________________________________
Содержание и ход занятияЗамечания и рекомендации по ходу занятия
1.Приёмы работы преподавателя и студентов
(выявленное подчёркивается, недостающее дописывается)
Преподаватель: Студенты:
- беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, - слушание, комментирование, объяснение;
демонстрация;
- опрос (устный, письменный, фронтальный, - работа с печатным словом;
групповой, индивидуальный);
- использование дидактического материала - упражнения (письменные, устные, и др.);
(верно, с ошибками);
- руководство самостоятельной работой - решение задач
2. Анализ занятия во времени: фиксируются этапы и виды работы с указанием отведённого на них времени.
3.Приёмы развития познавательных способностей студентов
На занятии наблюдались:
-самостоятельная работа над новым материалом;
-элементы теории параллельного воспроизведения материала;
-элементы алгоритмизации;
-поисковые задачи, проблемные ситуации;
-частично-поисковый метод; исследовательский метод;
-элементы программированного обучения; использование мультимедиа
Студенты в поисках истины:
-пользовались сравнениями, конспектированием, цитированием, тезированием и т.д.;
-производили анализ и синтез единого по содержанию, по известной ранее закономерности, по сходству, подобию, отличию, общности;
-строили формально-логическую модель прочитанного, услышанного
4. Показатели наличия познавательных интересов студентов:
-эмоциональный отклик; сосредоточенность;
-увлечённость процессом деятельности;
-стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении вопросов;
-активность в течение всего занятия;
-вопросы преподавателю, однокурсникам;
-выбор свободного задания
5. Уровень усвоения знаний студентами:
-на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
-на уровне применения знаний в аналогической или исходной ситуации;
-на уровне применения знаний в новой ситуации
6. Качества личности студентов, формируемые в аспектах:
-профессиональном;
-нравственно-этическом;
-эстетическом;
-мировоззренческом
7. Характерные особенности данного занятия
8. Педагогическое мастерство преподавателя:
-общая культура;
-высокий уровень сформированности профессиональной морали;
-культура и техника речи;
-ораторское искусство;
-культура внешнего вида;
-культура чувств и отношений;
-творческое вдохновение;
-глубокие знания в области преподаваемой дисциплины;
-владение методикой преподавания;
-владение методикой проведения воспитательной работы
Педагогические способности:
-коммуникативные; перцептивные; суггестивные;
-познавательные, конструктивные; дидактические;
-организаторские, исследовательские, креативные
9. Соблюдение основных требований к занятию и его результативность:
-соответствие содержания материала принципам обучения и воспитания;
-научность на уровне достижений науки, основы которой преподаются;
-научность на уровне достижений педагогики, психологии и передового опыта;
-развивающая направленность занятия;
-целевая установка занятия и его структурных частей;
-логичность занятия;
-однообразие или разнообразие приёмов и методов, развивающих познавательную деятельность студентов;
-наличие междисциплинарных связей;
-связь изучаемого с предыдущим и последующим материалом;
-сочетание индивидуальных, коллективных и фронтальных форм обучения;
-уровень совершенствования знаний: уточнение, углубление, расширение, систематизация, актуализация; соединение знаний и умений с развитием личности; пронизывание знаний и умений чувствами; превращение знаний во взгляды, убеждения, научное мировоззрение;
-качество знаний студентов (осознанность. Прочность, системность, объёмность, мобильность);
-были опрошены чел. Получили оценки:
«5»- чел., «4»- чел., «3» - чел., «2»-- чел.;
-оценки завышены - чел., занижены - чел.;
-законченность и ощутимость результатов занятия;
-психологическая готовность преподавателя вести занятие.
Предложения по итогам занятия
Общая оценка занятия: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное (нужное подчеркнуть)
Фамилия и должность посетителя занятия
-
МАОУ ВО
КРАСНОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ