Средства обучения и учебное оборудование

Средства обучения:

1 учебные книги: учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и заданий, словари, справочники, сборники нормативных документов, специальная литература, методические указания;

2 наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты, фантомы;

3 информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения: кинофильмы, видеофильмы, диафильмы,видеозаписи;

4 программно-методическое обеспечение компьютерной технологии: автоматизированные обучающие курсы, учебные задания для решения расчётно-вычислительных, проектно-графических, поисково-информационных и оптимизационных задач, профессиональные программы, тесты, контрольные задачи и задания;

5 специальное оборудование: тренажёры, лингафонное оборудование, имитационные устройства, в том числе на основе ЭВМ;

6 дидактические материалы: обучающие программы, сценарии деловых игр, производственные ситуации для анализа, ситуационные задачи, индивидуальные проверочные опросники.

Средства обучения:

1 технические средства обучения: учебники, аудиовизуальные (кинопроекторы, диапроекторы, магнитофоны, мултимедийные проекторы, компьютеры, ноутбуки);

2лабораторное оборудование: приборы, аппараты, устройства общего назначения , используемые для лабораторных работ (микросхемы, контрольно-измерительные приборы), химическая посуда, чертёжное оборудование;

3 учебная мебель и приспособления: учебные столы, доски, оборудование для затемнения, жалюзи, плакатницы, демонстрационные подставки.

Рекомендации по эффективному чтению учебного и научного текста

Работа с книгой (учебной и научной) – это конкретная система умений, которой может и должен овладеть каждый.

Работа с книгой – это конкретные действия и операции:

- операции смыслового восприятия элементов текста;

-понимание слов, предложений, абзацев;

- понимание того, о чём (о каких субъектах) говорится в тексте (и умение составить на этой основе план), и того. Что именно об этом говорится (и умение на этой основе делать выписки и составлять тезисы), т.е. понимание основных суждений (утверждений) текста;

- понимание того, как логически связаны в тексте субъекты, и умение на основе этого составить граф-схему его основного содержания;

- понимание основного замысла текста и его подтекста;

- понимание того, как связано содержание данного текста с содержанием других изученных текстов.

Изучающее чтение основывается на приёмах понимания учебного и научного текста:

- приём постановки вопросов к тексту;

- приём составления плана;

- приём составления граф-схемы;

- тезирование;

- приём составления сводных таблиц;

- комментирование.

Этапы и приёмы работы с книгой

Изучение программ: 1)взять в библиотеке учебную программу; 2)расписать на библиографические карточки рекомендуемую литературу; 3)получить книги в библиотеке; 4)расписать на отдельные карточки названия основных разделов и тем программы; 5) попытаться сформулировать для себя несколько вопросов о том, чему вы хотели бы научиться и что узнать, приступая к изучению данной дисциплины.

Просмотр источников из списка обязательной литературы- второй этап, цель которого выяснение того, на каких страницах содержатся ответы на вопросы, сформулированные читателем, преподавателем. В этой работе эффективен приём «накладных листков», на которых расписывается тема, шифр листка, страницы источника, на которых эта тема рассматривается. Когда будут заготовлены листки на одну и ту же тему сначала по одному, а потом по разным источникам, делая на накладных листках необходимые выписки, формулируя новые вопросы, находя и фиксируя на них ответы.

На третьем этапе осуществляется изучение темы по одному источнику с использованием следующих приёмов: постановка вопросов к тексту, составление плана. Тезирование, составление граф-схем, комментирование, составление сводной таблицы.

Приём постановки вопросов к тексту - это основной приём для уяснения содержания, ведущего к всестороннему пониманию учебного и научного текста.

Вопросы примерно таких типов:

- О чём здесь говорится?

- Что именно об этом сообщается?

- Что мне уже известно об этом?

- Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

- Чем это можно объяснить?

- С чем это нужно не перепутать?

- Что из этого должно получиться?

- Для чего это делается?

- К чему это можно применить?

- Когда и как применять?

- Каким известным мне ранее фактам противоречит то, что я узнал из этого текста?

- Кто из авторов, которых я читал ранее, является единомышленником данного автора?

- Что нового я узнал из этого текста?

-Что меня особенно удивило? Заставило задуматься?

-На каком уровне подробности желательно запомнить информацию, извлечённую из этого текста?

На четвёртом этапе эффективен приём составления плана, помогающего глубоко осмыслить и понять учебный и научный текст. План – перечисление всех текстовых субъектов (тем текста). Главный вопрос «О чём здесь говорится?» План желательно записывать на отдельных листках с указанием шифра и страницы источника с тем, чтобы при вторичном чтении на этих листочках сделать необходимые записи.

На пятом этапе составляется граф-схема – графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами; граф-схема строится в виде линейной или разветвлённой блок-схемы, графа, дерева и т.д. Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами, которые наглядно представляют текстовые субъекты.

Тезирование (выписки основных суждений) состоит в формулировании основных тезисов изучаемого текста. Тезисы могут быть составлены из авторских высказываний, которые берутся в кавычки с указанием страниц, в виде прямых цитат. Если же тезисы формулируются самим читателем, тогда они излагаются в виде реферативного текста с использованием глаголов: автор анализирует, возражает, пишет, повторяет, подтверждает, доказывает, допускает, излагает, констатирует, объясняет, предполагает, отмечает, ссылается,указывает, утверждает, уточняет и т.д.

План составления сводной таблицы используется для обобщения и систематизации информации, основанной на текстовых субъектах.

Идеальный конспект работы с книгой отражает выполнение всех перечисленных приёмов осмысления и глубокого понимания текста учебного или научного текста.

Стили педагогического общения по В.А.Кан-Калику:

1.Общение на основе высоких профессиональных установок преподавателя, его отношения к педагогической деятельности в целом.

2.Общение на основе дружеского расположения, что предполагает увлечённость общим делом. Преподаватель выступает в роли наставника, старшего товарища, участника совместной деятельности.

3.Общение-дистанция относится к самым распространённым типам педагогического общения и подчёркивает ролевую позицию субъектов образования.

4.Общение-устрашение-негативная форма общения, антигуманная, педагогически любителя споров и дискуссий несостоятельное.

5.Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Типология профессиональных позиций по М.Талену:

-модель «Сократ»-преподаватель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно провоцирующий их на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, отсутствие системы в учебном процессе из-за постоянной конфронтации;

-модель «Руководитель групповой дискуссии»-достижение согласия и сотрудничества между обучающимися при ролевой позиции посредника;

-модель «Мастер»-преподаватель выступает как образец для подражания во всём;

-модель «Генерал»-преподаватель избегает всякой двусмысленности, подчёркнуто требователен, жёстко добивается послушания, так как считает, что всегда прав; самый распространённый тип общения;

-модель «Менеджер»-стремление преподавателя к обсуждению с каждым обучающимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата;

-модель «тренер»-дух корпоративности, коллектив-команда, без учёта индивидуальности каждого;

-модель «Гид»-воплощённый образ ходячей энциклопедии; лаконичен, точен, сдержан; технически безупречен, а потому скучен.

Технологии обучения:

-модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль;

-интенсификация обучения и проблемное обучение;

-активное обучение;

-эвристические технологии обучения;

-технология знаково-контекстного обучения;

-технология развивающего обучения;

-информационные технологии обучения;

-технологии дистанционного обучения;

-технология проектного обучения;

-технология производственно-профессионального обучения;

-технология витагенного обучения.

Для изучения и применения коллективная монография «Современные образовательные технологии». - Краснодар, 2013.

Методы активного обучения

Наши рекомендации