Открытость и доверительность отношений с детьми.
Важную роль в воспитании ребенка играют доверительные отношения внутри семьи. Ребенок должен быть уверен, что может ждать поддержки от своей семьи и родителей .
Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие[http://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/66-soderzhanie-formi-i-metodi-raboti-detskogo-sada-s-semey].
В педагогике под методами семейного воспитания понимают такие приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей [].
В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова и другие к основным методам относят следующие группы:
1) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование);
2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример);
3) дополнительные методы (поощрение, наказание, соревнование) [].
Л.Ф.Островская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы) [].
Л.И.Смагина считает, что каждый метод (формирование самосознания, упражнение, пример, поощрение) имеет свою психолофизио-логическую основу.
Анализ классификаций методов семейного воспитания показал, что в них есть много общего:
а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубежде-ние);
б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста;
в) применение методов во взаимосвязи, комплексно;
г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей;
д) чувство меры в применении того или иного метода;
е) тонкость и деликатность в применении методов поощрения и наказания;
ж)избежание методов наказания;
э) неприменение физических наказаний.
Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Выбор же методов в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности.
Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
• от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
• отношения в семье и образа жизни;
• числа детей в семье;
• родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
• личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
• опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей [].
Для определения методов воздействия на ребенка необходимо читать педагогическую, психологическую литературу, основываться на опыт старших, консультироваться со специалистами. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться от ребенка лишь послушания, поэтому нередко даже не пытаются понять его, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание истин, которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются. Подобный способ воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.
В процессе семейного воспитания между родителями и детьми могут возникать противоречия, разногласия, конфликты. Они могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы связаны с изменениями в обществе, с социальной динамикой. Изменение объективных условий жизнедеятельности людей всегда отражается на их сознании. Вследствие этого, возможны различия между поколениями во взглядах, мнениях, ценностях и т.п., причем различия будут тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в том или ином социуме. Даже находясь в условиях одной и той же социальной среды, дети и их родители подвергаются воздействию различных факторов в неодинаковой степени в силу присущих им возрастных и индивидуальных особенностей. Напряжение в отношениях между родителями и детьми может возникать не по всем сферам жизнедеятельности, а затрагивать, например, взгляды, вкусы, симпатии, оценки событий [].
Можно обратиться к концепции М. Мид, согласно которой конфликты поколений связаны с уровнем общественного развития и типом семейной организации. Для современных постиндустриальных обществ характерна префигуративная культура, которая ориентирована главным образом на будущее. Темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт родителей часто оказывается неприемлемым в новых социальных условиях. В данных социальных обстоятельствах компромисс между родителями и детьми достигается через взаимное социализирующее влияние с учетом требований социума. Не только дети учатся у родителей, но и родители во все большей степени прислушиваются к детям. Воспитательные воздействия должны быть направлены в будущее в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь[].
Несмотря на возникновение противоречий, конфликтов между родителями и детьми, обнаруживается много сходных элементов в ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских ориентациях родителей и детей. Семья во многом готовит ребенка к достижению определенного уровня образования, социально-профессионального статуса, к определенному характеру внепроизводственной деятельности. Разногласия, в основном, касаются тех аспектов жизнедеятельности, которые являются очень динамичными, специфичными для молодежного самоутверждения. Можно привести высказывание Г. Зиммеля, в котором, на наш взгляд, заключена основная идея компромисса семейного воспитания: «Семья… предоставляет в качестве коллективного индивидуума своему члену, с одной стороны, предварительную дифференциацию, которая, по крайней мере, подготавливает его к дифференцированию в качестве абсолютной индивидуальности, с другой стороны, защиту, благодаря которой эта последняя может развиваться, пока она не будет в состоянии противостоять самой обширной коллективности» [].
Изучив и проанализировав научную литературу по вопросам семейного воспитания в России, Мы пришли к выводу, что семья в нашем обществе играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном, нравственном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни (отношение родителей друг к другу, к работе, к бабушкам, дедушкам, соседям, к искусству, литературе, их мысли, привычки, чувства, стремления), уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности развивающегося ребёнка. Родителям необходимо знать, какие формы взаимоотношений с детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости, задержки психического развития и деформации личности.