Тема 3.2 Сознательное родительство
Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с детьми, - я бы выбрал последнее. Л.Н. Толстой | |
(Место для твоего эпиграфа) …Согласна с данным выражением, не вижу смысла жизни без детей ………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… …………………………………………… |
Задание № 1.Согласитесь с этим высказыванием или опровергните его, аргументируйте свой ответ, приведите примеры.
1. «Ребенок рождает родителей» (С. Е. Лец).
Ответ: мы становимся родителями только при рождении ребенка
2. «Детей нет, есть люди» (Я Корчак)
Ответ: сложно рассмотреть данное выражение, так как с точки зрения биологии с этим выражением можно согласиться
Задание № 2.Назовите 10 качеств, свойств, умений, которые позволяют определить человека как эффективного родителя. Распределите их по шкале приоритетов.
Ответ: умение любить, терпение, доброта, справедливость, строгость в меру, стремление научиться новому и передача опыта, трудолюбие, образованность, коммуникабельность
Задание № 3.Выскажите свое мнение по вопросу: может ли родительство быть сферой самореализации мужчин и женщин?
Может
Каково ваше мнение: есть ли необходимость в специальной подготовке молодых людей к родительству, и если есть, то в какой форме она может осуществляться?
Ответ: считаю что это нужно! Сама бы в таком поучаствовала. Это могут быть тренинги, лекции, практические занятия.
Задание № 4. Выскажите свое мнение по поводу высказывания С.В Петрушина.
Когда человек говорит, что жизнь не удалась, так как его «неправильно воспитали» - это неконструктивная позиция. На мой взгляд, родители обречены воспитывать неправильно, так как в качестве точки отсчета «хорошо-плохо» они берут сами себя в смысле того, что для них хорошо (а не для ребенка). Правильного воспитания не бывает, правильное возможно лишь самовоспитание. Нам надо просто сказать спасибо своим родителям за ту личность, которую они создали. Лучше какая-то личность, чем совсем ничего. Из этого материала затем можно сделать ту личность, которую нам хочется.
Ответ: я согласна с высказыванием, самовоспитание занимает большую роль в нашей жизни, родители допускают ошибки, а мы должны их самостоятельно исправлять
Задание № 5.Великий педагог-гуманист, теоретик и практик воспитания Януш Корчак составил для родителей следующие заповеди:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенка свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Вопросы:
1. Со всеми заповедями вы согласны?
Ответ: я согласна со всеми заповедями.
2. Дополните список еще тремя заповедями.
· Ребенка нужно отпустить, когда он взрослеет и улетает из семейного гнезда.
· У каждого человека есть личное пространство, и у ребенка тоже, нельзя в него вмешиваться
· Родители не должны относиться к детям как к друзьям, и дети не должны так относиться к родителям.
Задание № 6.На основе периодической печати выявите проблемы семейного воспитания. Составьте картотеку статей.
Задание № 7.Приведите примеры художественной литературы, подтверждающие значение и специфику семейного воспитания, воздействие родителей на ребенка. Анализ произведения можно проводить по плану:
- полная или неполная семья;
- комфортно ли ребенку в родительской семье;
- как удовлетворяется потребность ребенка в общении;
- какие методы воспитания используют родители.
Художественное произведение можно брать на ваш выбор.
Задание № 8.На основе наблюдений за взаимодействием детей и родителей в детском саду, в транспорте, в магазине, на улице подберите материал для педагогических ситуаций (три ситуации), продумайте вопросы к их анализу.
1. В автобусе: мама и годовалый ребенок, едут довольно далеко, ребенок всю дорогу плачет, кричит, а мама не реагирует.
2. Девочка 4 лет закатила скандал дедушке, (без причины) а родители придя домой пожалели ее и принесли ей сладости, зная о случившемся.
3. На остановке: папа и два ребенка начальной школы, подъезжает автобус а в это время одна девочка толкает другую в сторону автобуса, на улице зима, скользко, отец не отреагировал.