Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
Данная система коррекционно-логопедического воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Это неговорящие дети или дети с «начатками речи». Коррекционная логопедическая работа строится на основе данных, полученных в результате психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка, а также на основе общих закономерностей развития детей раннего возраста. Диагностика осуществляется группой специалистов: неврологом, врачом-сурдологом, педиатром, логопедом, дефектологом.
Взяв за основу поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) мы придерживаемся следующих целей коррекционного воздействия, а именно:
- расширение понимания речи;
- формирование активного словаря.
Исходя из целей мы определили следующие задачи коррекционно-логопедического воздействия:
- активизация подражательной речевой деятельности;
- расширение объема понимания речи;
-обучение построению и использованию в речи повелительного двусловного предложения;
- обучение использованию двусоставного предложения;
- построение предложений из трех-пяти слов.
Вышеперечисленные задачи реализуются на следующих этапах.
Рассмотрим этапы логопедического воздействия:
I этап
Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
Основные задачи этапа:
1. Вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений.
2. Расширить объем понимания речи.
1. Развитие понимания речи.
1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).
2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.
3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).
4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).
5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит»; «Покажи, какой мальчик спит, а какой умывается»).
6. Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения предметов («Покажи, куда Оля положила куклу?»; «Где лежат книги?»).
7. Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) - для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках машинка?»).
8. Обучение пониманию вопроса чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).
9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках?» и т.д.).
10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).
11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).
2. Развитие экспрессивной стороны речи. Активизация речевого подражания.
1. Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
2. Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
3. Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
4. Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
5. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа («Дай пить»).
К концу данного этапа обучения:
- дети в пассиве должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
- пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам;
- подражание может проявляться в любых рече-звуковых выражениях.
II этап Первые формы слов
Основные задачи этапа:
1. Научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление, повеление + название предмета (сущ. в вин. п.).
2. Заучить отдельные обиходные словосочетания.
3. Произносить ударный слог слова.
4. Расширить объем понимания чужой речи.
1. Развитие понимания речи.
1. Обучение узнаванию предметов по их назначению («Покажи, чем ты нарисуешь домик?»).
2. Обучение узнаванию предметов по их описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»).
3. Соотнесение слов один - мало - много с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой - маленький с величиной предлагаемых предметов.
4. Обучение быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции («Шагай - стой»); различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не («Прыгай - не прыгай»).
5. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени («Таня, встань. - Дети, встаньте. Иди - идите»).
6. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) («Возьми шар - возьми шары»).
7. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных с окончанием -а(-я) в именительном падеже множественного числа («Покажи, где нарисован дом, а где дома»).
2. Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование первых форм
слов.
1. Формирование умения называть имена детей, членов семьи; называть предметы (картинки).
2. Формирование двухсловных предложений типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного («Где киса? - Вот киса»).
3. Обучение детей давать команды (игрушкам, товарищам), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения («Иди», «Лови»).
4. Формирование умения объединять в одном предложении типа С + П два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа («Спи, Ляля», «Катя, иди»).
5. Объединение усвоенных слов в предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения + существительное в винительном падеже: «Дай куклу»).
6. Формирование умения грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного падежей одних и тех же слов («Это утка. Дай утку»).
7. Обучение употреблению глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединению из в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.
К концу обучения на данном этапе:
- дети должны научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонения глагола ед. числа + винительный падеж существительного;
- выражать желания, употребляя наречия можно, надо, не надо + инфинитив отдельных глаголов;
- дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов.
III этап Двусоставное предложение
Основные задачи этапа:
1. Научить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени.
2. Развитие понимания различных грамматических форм слов.
1. Развитие понимания речи.
1. Различение существительных, сходных по звучанию, затем различающихся только одним звуком (вагон - газон, бочка - точка).
2. Различение глаголов, близких по звучанию («Кого несут, а кого везут»).
3. Дифференциация глаголов, сходных по семантике (моет - умывается - стирает).
4. Дифференциация возвратных и не возвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (одеваются - одевают).
5. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской - женский («Женя упал. - Женя упала»).
6. Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий; по сюжетным картинкам («Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк»).
7. Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто — совместно с каким-то лицом или предметом (предлоги с, без: «Покажи, кто идет с мамой, а кто идет без мамы»).
8. Обучение пониманию пространственного положения двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).
9. Дифференциация множественного и единственного числа предложного падежа существительных («Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»).
10. Различение противоположных по значению прилагательных (большой - маленький).
11. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко -близко, высоко - низко).
2. Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование двусоставного простого предложения.
1. Обучение ответам на вопросы, поставленным к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Это девочка. Она сидит»).
2. Обучение подбору предметов к названным действиям {Стоит кто? Что? Мама, папа, кошка, стул).
3. Формирования умения употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени {мальчик моется, катается, одевается).
4. Формирование умения называть картинки, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами {Мальчик идет - мальчики идут).
5. Договаривание слов или словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.
К концу данного этапа обучения:
- дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице ед.числа и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения;
-дети должны усвоить воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов и трехсложных слов;
-дети должны понимать некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы.
IV этап Предложения из нескольких слов
Основные задачи этапа:
1. Научить детей грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.
2. Научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
3. Развитие понимания различных грамматических форм слов.
1. Развитие понимания речи.
Повторение заданий I и II этапов.
2. Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование предложения из нескольких слов.
1. Обучение ответам на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает?; обучение составлять предложения типа (С+П+О - прямое дополнение); именительный падеж + согласованный глагол + прямое дополнение (винительный падеж) («Девочка ловит мяч»).
Обучение составлять предложения типа (С+П+О - косвенное дополнение): именительный падеж + согласованный глагола + косвенное дополнение («Девочка пишет ручкой»).
2. Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихах.
3. Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.
4. Разучивание стихотворений (договаривание концов строк).
5. Обучение предложным конструкциям с предлогом у.
6. Обучение конструкциям с предлогом на, в.
7. Обучение конструкциям с предлогом под.
Таким образом успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.
Вопрос 8. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.
К средствам обучения относятся:
живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка.
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения.
компенсаторную;
адаптивную;
информативную;
интегративную:
инструментальную.
2. Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной. инструмент воспитывающего и обучающего воздействия ученика для его личностного, интеллектуального к деятельностного развития.
В специальном образовании используются такие средства, как тактильная и жестовая речь.
Тактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения) "считывает" передаваемую информацию.
Жестовая речь имеет две разновидности:
разговорная - употребляется как средетпо неофициального межличностного общения;
калькирующая - каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.
Зрительное восприятие устной речи " "чтение с лица", или чтение с губ, — используется в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.
Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством) общения с липами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.
3. Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство — эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.
Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т.И. Галишниковой):
психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений;
психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
регулятивная, коммуникативная функции;
социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
4. Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:
• художествен но-речевая;
• театрализован но-игровая и др.
Это помогает:
развитию речи, общения;
познанию прекрасного;
раскрытию творческого потенциала личности.
Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой):
• пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития:
• средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
• средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков:
• средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
• задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;
• упражнения, направленные на формирование компенсаторных1 механизмов.
6. В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:
• реальные объекты (предметы, явления, процессы);
• их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
• модели изучаемых объектов и явлений.
Дидактический материал, который активно используется в процессе, делится:
на предметный;
изобразительный;
словесный.
Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
7. Технические средства обучения (ТСО) — необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса
ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:
• визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
• ауднальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;
• аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;
• манипуляционные — тренажеры;
• автоматические — компьютерная техника и материалы.
В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику.
Коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.
Вопрос 12, 28
Ребенок школьного возраста
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средств Принципы логопедической работы ом развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.
Учебно-воспитательный комплекте (УВК) представляет собой новую форму логопедической помощи детям, которые слабо подготовлены к обучению в массовой школе из-за недоразвития речи. Данный комплекс включает специальные логопедические классы, в которых образовательный процесс направлен:
• на предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевым недоразвитием;
• развитие коммуникативных навыков устной речи;
• подготовку к дальнейшему обучению на II ступени общеобразовательной школы.
Организация логопедических классов осуществляется на базе ДОУ. В эти классы направляются (на основе заключения ПМПК) дети в возрасте 7 лет с нерезко выраженным ОНР или ФФН, представляющие группу риска по дисграфии и дислексии.
3. Логопедический пункт — специальное учебное учреждение.
Предназначено для детей, имеющих:
• общее недоразвитие речи, преимущественно II уровня;
• фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловливающее дислексию и дисграфию; И
• заикание различной формы, оказывающее влияние на школьную адаптацию.
Форма организации учебно-коррекционной работы - групповые занятия. Основные задачи:
• коррекция нарушений устной и (или) письменной речи учащихся;
• своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, возникшей из-за этих нарушений;
• консультативная помощь учителям и родителям.
Срок коррекционного обучения - от 4—9 месяцев до 1,5—2 лет _, Логопедические пункты - наиболее массовая форма результативной помощи детям с нарушениями речи.
Педагоги общеобразовательной школы должны проявлять особое внимание к таким детям.
Работа логопеда детской поликлиники, детского центра восстановления здоровья, детского реабилитационного центра, психоневрологического диспансера, ... Дифференциальная диагностика. Консультационная помощь. Коррекция речи, высших психических функций, моторики. поведения у детей школьного возраста в учреждениях. Учет ведущих видов деятельности детей школьного возраста при организации коррекционно-развивающей помощи. Особенности организации и основное содержание логопедической работы с детьми школьного возраста в учреждениях:
1.Устранение недостатков устной речи — формирование произношения, воспитание грамматически правильной речи, расширение лексики, связной речи;
2.Устранение и профилактика нарушений письменной речи. Совместная деятельность врачей, логопеда, психолога, родственников по нормализации речи детей.
Логопедические занятия со школьниками имеют значительные особенности. Они заключаются в следующем:
1) ведется работа с логопедом;
2) занятия происходят по расписанию в специальном кабинете (на логопедическом пункте, в поликлинике);
3) игровая форма занятий по мере повышения класса вытесняется специальными упражнениями и практикой в речи;
4) речевой материал и виды занятий сближаются со школьной практикой (коллективные занятия в форме урока — 45 мин.);
Адаптация к школе проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие.
Нарушения устной речи в той или иной степени отражаются на деятельности, поведении ребенка, отрицательно сказываются на овладении грамотой, на развитии в целом.
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного овладения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство получения знаний учащимися.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма.
Таким образом, деятельность логопеда направлена на содействие успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к образовательным условиям школы.
Учитель-логопед начинает работу с диагностики и определения структуры дефекта, выявления групп логопедического риска.
В сентябре проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Для анализа специфических ошибок обучавшихся ранее детей проводятся логопедические диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов, анализируются письменные работы в тетрадях.
Полученные данные позволяют правильно сформировать группы по структуре и выраженности дефекта и выработать стратегию преодоления недостатков.
Составляется расписание, график работы, разрабатываются тематический и календарный планы работы с детьми по подгрупповой и индивидуальной работе.
Подгрупповая работа с учащимися 1-х классов ведется в двух направлениях: совершенствование фонематического восприятия и фонемных дифференцировок, а также по предупреждению оптико-пространственных нарушений.
Подгрупповая работа с учащимися 2 классов – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения.
Индивидуальная работа с учащимися 3, 4 классов – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения.
Индивидуальная работа – по исправлению дефектов звукопроизношения и работе с детьми, имеющими сложные нарушения.
Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1-2 классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Перед учителем-логопедом ставятся следующие задачи.
1. Устранить нарушения устной речи.
2. Предупредить нарушения письменной речи учащихся.
3. Преодолеть нарушения письменной речи учащихся.
Коррекция нарушений устной речи включает в себя: нормализацию и развитие речевой моторики; развитие просодических элементов; устранение недостатков звукопроизношения; формирование и развитие фонематического восприятия; ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
При коррекции нарушений звукопроизношения применяется принцип индивидуального подхода. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно (подготовительный этап, этап постановки звука, этап автоматизации, этап дифференциации звука). Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.
Предупреждение нарушения письменной речи заключается в создании функционального базиса и средовых условий через неречевые и речевые упражнения в соответствии с психофизиологическим статусом детей.
Проводится работа по развитию речевых навыков, необходимых для овладения грамотой (стимуляция осознания звуковой стороны речи, стимуляция слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия, воспитание правильных фонематических представлений); по развитию зрительно – пространственного восприятия и наглядно – образного мышления (совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями, развитие навыков мыслительного перемещения и трансформации зрительных образов, формирование навыков схематичного изображения пространственных отношений); по формированию изобразительно – графических способностей; по развитию сукцессивных способностей ребенка (последовательность действий и планирование, последовательность в пространстве, последовательность во времени); по развитию способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Преодоление нарушений письменной речи подразумевает развитие неречевых и речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; формирование предпосылок интеллекта; формирование фонематических представлений и навыков анализа и синтеза. Система преодоления нарушений письменной речи учащихся многообразна.
В работе используются как логопедические методы и приемы (звуковой, слоговой анализ слова, позиционный анализ звуков, слогов и т.д.), так и методы предложенные нейропсихологами.
Логопедические занятия укрепляют у детей с речевой патологией костно-мышечный аппарат, развивают правильное речевое дыхание, совершенствуют моторные функции (в частности воздействуют на мелкую мускулатуру рук, мышцы артикуляционного аппарата и пр.), формируют правильную осанку, вырабатывают координированность движений, направлены на снятие мышечного утомления глаз, укрепление глазной мышцы.
При развитии моторных функций используются упражнения, направленные на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. Эти упражнения не только развивают мелкую моторику руки, но и улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
К концу первого учебного года сокращается число первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексиям и дисграфиям (в среднем в 4 раза). Продолжение работы во втором, третьем и четвертом классах позволяет добиться успешного разрешения трудностей школьного обучения, связанных с нарушениями устной и письменной речи.
Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала.
Логопедическая работа в начальной школе имеет как ближайший, так и отсроченный результат. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов.
После логопедического сопровождения ребенок чувствует себя равным по возможностям: он умеет правильно и точно пользоваться русским языком для передачи высказывания; отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения; оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических норм и т.д.
Таким образом, организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения.
Логопедическая поддержка ребенка способствует решению задач личного роста и развития учащегося, и, как следствие, профилактике школьной дезадаптации. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.
Вопрос 19
Лечебная физкультура (ЛФК) — это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний.
Занятия ЛФК содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям.
Главное средство ЛФК — специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Они подбираются в соответствии с особенностями заболевания и оказывают многогранное физиологическое действие: под воздействием физических упражнений активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды.
Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма.
Лечебная физкультура у детей имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезней в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребёнка. Одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребёнка в развитии путём восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определённых заболеваниях.
Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, в специальных группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.
Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определённых возрастных групп при тех или иных заболеваниях.
Лечебная физкультура (ЛФК) - это система применения самых разнообразных средств физических упражнений - ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и проч., - т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека. Основная форма ЛФК - лечебная гимнастика - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.
Показания к ЛФК весьма обширны. Она может обеспечить наиболее эффективный процесс лечения и может способствовать восстановлению всех функций организма после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредовано, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.
Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, которая проводится с целью укрепления мышц, суставов и связок и, как следствие, исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др. Корригирующие упражнения при деформациях позвоночника назначают обязательно в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на специальных аппаратах, с так называемым отягощением, называют механотерапией.
Так же действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и даже зрение.
ЛФК назначает лечащий врач,
определяет методику занятий - врач-специалист по ЛФК,
проводит - инструктор, или врач по ЛФК.
Упражнения должны быть разумно выбраны и назначены так, чтобы укрепить весь организм, чтобы в стройной работе участвовал каждый орган и развивался каждый мускул.
ЛФК (лечебная физкультура)
К лечебной физкультуре (ЛФК) относятся методы лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанные на использовании лечебной гимнастики, состоящей из специально подобранных и методически разработанных физических упражнений. При назначении курса лечебной физкультуры врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса, происходящего в системах и органах человеческого организма. В основе оздоровительного действия лечебной гимнастики лежат физические нагрузки, строго дозированные применительно к пациентам с ослабленным здоровьем.
Виды лечебной физкультуры (ЛФК )
Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.
Упражнения, входящие в гимнастику ЛФК, различаются по анатомическому принципу и степени активности. По анатомическому принципу упражнения лечебной гимнастики делятся на физкультуру для мышц рук, ног, органов дыхания и т.п. - то есть, реч