Вопрос 6. Общие и специфические принципы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эффективности диагностики и коррекции речевых нарушений, поэтому вопрос о принципах восстановительного обучения актуален как в стране, так и за рубежом.
Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка. Это разработано в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Л.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, A.3.Запорожца и других исследователей. Выбор целей, направленности диагностики, коррекции, стратегия ее осуществления определяются рядом принципов.
1.Принцип системного изучения ребенка и системы коррекционных мероприятий является одним из важнейших подходов в методологии отечественной педагогики. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нарушений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования.
2.Комплексный подход, как один из основных педагогических принципов, означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия.
Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка. Необходимо интегрированное обучение.
3.Реализация деятельностного принципа позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Коррекционная работа осуществляется в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной форме, поэтому важно продумать интеграцию логопедических заданий в повседневную деятельность ребенка.
4.Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С.Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности стали основными ориентирами в дифференциальной диагностике и коррекции речевых нарушений.
Принцип динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, но и выявление потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Концепция Л.C.Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития» ребенка важна для речевой диагностики. Из концепции вытекает сформулированный Л.С.Выготским принцип «сверху вниз», который ставит в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считает создание зоны ближайшего развития личности в деятельности ребенка. Коррекция «сверху вниз» носит предвосхищающий, опережающий характер. Ее главная цель активное формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе. При планировании стратегии коррекционно-образовательного процесса важно не ограничиваться сиюминутными нуждами и запросами. Необходимо учитывать перспективу речевого и личностного развития ребенка.
5.Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных. Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке полученных данных, характерных для тестирования (А.Л.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, 1968). Однако и принцип качественного анализа нуждается в дальнейшей разработке, поскольку его реализация сталкивается с теми же трудностями, что и осуществление принципа динамического изучения.
6.Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С.Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда.
Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические.
К педагогическим принципам относят:
ü принцип от простого к сложному
ü принцип целенаправленности. Реализация – четкая постановка целей обучения и воспитания.
ü Принцип научности. Раскрывать детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления. Реализуется при разработке стандартов образования, учебных планов и программ, учебных пособий.
ü Принцип связи учебно-воспитательного процесса с жизнью, связи теории с практикой Единство теории с практикой, подбор убедительных примеров из общественной жизни, реальной практики.
ü Принцип систематичности, последовательности и непрерывности. Построение такого педагогического процесса, составные части и элементы которого образуют целостное единство. Вредно ! разнобой требований к детям (в семье, в учебно-воспитательных учреждениях)
ü Принцип учета возрастных индивидуальных особенностей детей
ü Принцип сочетания групповых и коллективных форм организации учебно-воспитательного процесса. Вытекает из связи между организационными формами и результатами педагогической деятельности.
ü принцип учета объема и степени разнообразия материала — вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала)
ü принцип учета сложности вербального материала (фонетической, лексической, доступности, частотности)
ü принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).
ü Принцип прочности, осознанности и действенности результатов
ü Принцип стимулирования интереса ребенка к деятельности.
Таким образом, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность. Все принципы между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они широко используются в коррекционной работе, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, имеющих дизартрию; с учетом структуры дефекта, его этиологии, патогенеза.
Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой, способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.