Социальная работа и социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе. Объект и предмет социальной педагогики.
Социальная работа и социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе. Объект и предмет социальной педагогики.
институт социальной работы был введен одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. И с тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются,. История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего их объединяют культурно исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе. Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика - в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга.
Предмет – воспитание человека в социуме, формир-ние самостоят действующей, нравственно-гармоничной личности.
Объект – соц. Система госуд, обществ. И благотвор. Деят-ти, а так же воспит-но – образовательные действия
История развития социально-педагогических идей в Республике Беларусь.
Соц.раб. строится на основе знаний соц. Пед-ки, кот возникла в РБ в конце 80-нач 90-х20 века в эпоху перестройки. В это время происх. явления, кот. послужили причиной возникновения соц.раб. и соц. пед-ки: изменение политич. системы общества и гос-ва, идеалогические изменения, последствия ЧАЭС, рост преступлений и аморального поведения. Из всего этого возникает необходимость исследовать влияние соц.среды на чел-ка – возникает соц. пед-ка.
Особенности развития социальной педагогики как научного знания и как области практической деятельности.
Соц. пед-ка – отрасль пед-ги, кот. исследует воспитание чел под влиянием окр. Среды. Термин «соц. Пед-ка» был предложен немецким педагогом Ф. Дистервегом в середине XIX века, родоначал. – нем. Пед-г Пауль Натер, выдвинул идею, что соц. пед. должна изучать проблемы интеграции воспитат сил юбщества с целью повышения культ. Уровня народа. Основоположники Ноль и Боймен считали, что предметом соц. пед-ки явл. Соц.помощь обездоленным детям и профилактика правонарушений несовершеннолетних. Мудрик (рос. Уч.) рассм. Соц. пед., как отрасль пед-ки, кот исслед. воспитание во всех возрастных и социальных категориях.
Задачи и функции социальной педагогики.
Приоритетной задачей соц.пед. явл. разработка теоретических, методологических основ воспитательных процессов, отражающих взаимодействие социальных систем и отдельного человека в ходе его социализации и социального воспитания. Социальная педагогика решает также следующие прикладные задачи: ✓ культивирование в обществе гуманистических ценностей; ✓ содействие развитию способностей и реализации потенциала отдельного человека во взаимодействии с сообществом людей на всех уровнях социума: от ближайшего окружения до общемирового сообщества;
поддержка свободного выбора человеком своего отношения к миру и к самому себе; ✓ внедрение в практику социально-педагогических технологий по поддержанию личности, находящейся в неблагоприятных жизненных условиях. Основные функции социальной педагогики: ✓ теоретико-познавательная — обобщение, анализ и синтез научных знаний в области социально-педагогической деятельности; исследование процесса социализации в совокупности природных, культурно-этнических и общественных факторов; системное распространение полезных идей в обществе; ✓ прикладная — поиск путей и способов решения проблем влияния социума на воспитание: Гумманистическая - разработка целей, форм и методов создания благоприятных условий для развития личн-ти
Разрабатывает принципы, цели, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. Виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно разделить на реальные, потенциальные и латентные. Реальными являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями и с акцентуацией характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низкими экономическими, моральными и культурными уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса. Пример латентной жертвы - высокоодаренные люди, условия социализации которых оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности, о чем ни они сами, ни их близкие часто даже не подозревают.
Принципы социализации.
В основе процесса социализации лежат общие принципы и правила. Принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизнь, физическое, психическое, нравственное здоровье и духовное богатство как высшие человеческие ценности. Принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Принцип толерантностипредполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, Принцип субъектностипредполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, Принцип активной жизнедеятельностиозначает, что социализация эффективна при условии активности индивида, его стремлении и умении познать особенности среды обитания, влиять на отношения в ней, проявлять инициативу, самоорганизацию и самодеятельность. Принцип осознанности— признание человека как существа мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний Принцип педагогического сопровождения процесса социализацииозначает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние.
Законодательная база включает Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье», Законы «О правах ребенка». «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Социальная работа и социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе. Объект и предмет социальной педагогики.
институт социальной работы был введен одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. И с тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются,. История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего их объединяют культурно исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе. Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика - в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга.
Предмет – воспитание человека в социуме, формир-ние самостоят действующей, нравственно-гармоничной личности.
Объект – соц. Система госуд, обществ. И благотвор. Деят-ти, а так же воспит-но – образовательные действия