Развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Говоря о речевой характеристике детей с аутизмом в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для аутизма особенности, которые могут влиять на усвоение программного материала. Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, возможно увлечение отдельными речевыми формами, трудности понимания и употребления грамматических категорий, недостаточность понимания и осмысления речи и т.д. Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка.

Пособия по развитию речи.Данные методические пособия могут использоваться на занятиях логопеда, а так же для дополнительной проработки материала дома.

- «Развитие речи» Учебник для 1 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Т.С. Зыкова, Е.П. Кузмичева. Материал учебника направлен на развитие устной и письменной речи, формирование элементов учебной деятельности, навыков сотрудничества со сверстниками. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра при подготовке их к школе и на начальном этапе обучения в 1 классе.

- «Развитие речи» Учебник для 2-3 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Т.С. Зыкова, З.Г. Кац, Л.И. Руленкова. Практическая деятельность, разнообразие заданий и форм организации работы на уроках обеспечивают мотивированность в овладении речью и осознанность восприятия изучаемого материала. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра во 2-3 классе.

- «Устная речь» Учебник для 1-3 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Комарова С.В. Материал учебника направлен на развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Учебник содержит задания, речевой и картинный материал для организации деятельности детей. Тематические развороты сопровождены методическими рекомендациями для учителя, воспитателя и родителя к использованию материала на уроке или внеклассном занятии. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра в 1-3 классе.

- «Читай, размышляя, пиши». Пособие по развитию речи учащихся 3-6 классов специальных (коррекционных) школ I и II вида. В пособии решаются пропедевтические и контрольные задачи первоначального знакомства с наиболее употребительными союзами, понимании и реализации в собственной речи союзных конструкций. Занятия по развитию речи имеют практическую направленность. Комплект тетрадей предназначен для работы по развитию речи при обучении школьников с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи, трудностями в обучении языку. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра в 3-4 классе.

- «Развитие речи» Учебник для 1 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида. Чиркина Г.В.Материал учебника направлен на развитие речевой коммуникации учащихся. Может применяться при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра в 1 классе

- «Развитие речи» Худенко Е.Д. Учебник. 1 – 2 класс. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Материал учебника направлен на обогащение словарного запаса, усвоение основных лексических категорий. Данное пособие способствует расширению кругозора, воспитывает интерес и бережное отношение к живому. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра при подготовке их к школе, а так же в 1-2 классе.

Пособия по ознакомлению с окружающем миром.Данные методические пособия могут использоваться на занятиях по курсу «Окружающий мир», «Природоведение».

- «Ознакомление с окружающим миром». Учебник. Подготовительный – 2 класс. Для коррекционных образовательных учреждений I и II вида. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Учебник предусматривает знакомство школьников с окружающим миром в условиях их наглядно-практической и предметно-практической деятельности, в процессе развития речевого общения, формирования общеучебных умений. Включает предметный и сюжетный картинный материал по актуальной для данного возраста тематике, содержит базовый и дополнительный речевой материал, а также систему заданий, направленных на общее и речевое развитие детей. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра при подготовке их к школе, а так же в 1-2 классе.

- «Живой мир». Учебник. 1 – 3 класс. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. . Материал учебника направлен на усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях младшего возраста интерес и бережное отношение к живому. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра при подготовке их к школе, а так же в 1-3 классе.

- «Знакомство с окружающим миром» Худенко Е.Д. Учебник. 4 класс. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Материал учебника направлен на развитие речи основе ознакомления с окружающим миром. Данное пособие способствует расширению кругозора, воспитывает интерес и бережное отношение к живому. Применяется при работе с учащимися с расстройством аутистического спектра в 3-4классе.

5. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользованиядля детей с РАС

Применение специальных технических средств коллективного использования, как это происходит в работе с детьми, с нарушениями слуха, например, для категории детей с РАС не требуется, однако при этом это вовсе не означает, что для ребенка не требуется специальное оборудование, как в классе, так и во внеучебном пространстве.

Так внеучебное пространство должно содержать специальные помещения:

- комната для релаксации;

- двигательная зона;

- игровая комната;

- выделенное место для родителей, ожидающих ребенка;

- кабинеты для индивидуальной работы специалиста.

Специальное оборудование

При этом каждое помещение должно быть оборудовано специальным оборудованием, специфичным для функционального назначения помещения:

- оборудование для игровой комнаты, укомплектованное в зависимости от возраста детей и их интересов;

- оборудование для комнаты релаксации: мягкая мебель, ковровое покрытие, аквариум, аудиооборудование (с набором дисков музыкальных и звуков природы);

- оборудование для двигательной зоны укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений детей;

- оборудование для места ожидания (стол, кресла, специальная литература, оборудование для просмотра тематических фильмов с набором фильмов).

Учебное пространство должно быть четко зонировано, по видам деятельности, в частность в классе должна быть учебная зона и зона отдыха, оборудованные

- стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, другие правила, расписания, схемы и т.п.;

- компьютерное оборудование класса (ПК, проектор, экран и т.п.);

- ширмы;

- мягкие маты и модули; стеллажи с книгами;

- игровой уголок;

6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с РАС

Применение специальных технических средств для ребенка с расстройствами аутистического спектра чаще всего не требуется, хотя бывают случаи, что ребенок не коммуницирует со взрослым иначе, как посредством компьютера. Или у него грубо замедлен темп выполнения письменных работ, и т.п. – в этом случае для обучения ребенка необходимо наличие персонального компьютера, или ноутбука.

Также важно умение использовать наглядные материалы, которые хорошо структурированы.

7. Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий для детей с РАС

Ведущие специалисты в области помощи детям с РАС считают, что психологическая поддержка в организации общения нужна не только ребенку с аутизмом, но и его обычным одноклассникам. Очень много зависит от их отношения к необычному ребенку. И если в младших классах оно определяется, прежде всего, позицией учителя (его настроенностью на помощь, уважением, стремлением подчеркнуть перед другими детьми достоинства странного ребенка), то в средней и старшей школе ситуация может измениться. Дети могут терять друзей, потому что общение с необычным ребенком подчас снижает статус в компании подростков. Надо сказать, что они тяжело переживают такие "предательства". (10).

В младшем и среднем школьном возрасте возможна оценка особенностей формирования межличностных отношений (Метод исследования межличностных отношений в группе детей с использованием ЦТО) и построение на ее основе групповой коррекционно-развивающей работы, направленной на принятие «особого» ребенка с РАС.

Важно понимать, что без специальной поддержки обычные дети в младшем подростковом возрасте могут быть очень жестоки к своим аутичным одноклассникам, например, могут специально провоцировать их аффективные реакции и использовать их для манипуляции учителями (срывать уроки и т.п.).

В старшем возрасте подростки обычно становятся менее агрессивными, но зато научаются стойко игнорировать аутичного ребенка: может возникнуть полная изоляция такого ученика, даже при его успешной реализации в рамках учебного стереотипа. В разговоре с попавшим в такую ситуацию ребенком обычно выявляются переживания одиночества, нереализованная потребность в дружеских отношениях со сверстниками…»

Работа со сверстниками ребенка (классом или минигруппой) предполагает методы групповой работы по формированию межличностных взаимодействий, занятия с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия.

Общие рекомендации по организации групповой коррекционной деятельности:

- необходимо, чтобы аутичный ребенок освоился в учебной обстановке, то есть знал, где лежат необходимые принадлежности, каков порядок работы, что делать и когда делать;

- перед любым видом коммуникации необходимо привлечь внимание учащегося, называя его по имени;

- необходимо использовать несложные высказывания.особенно это важно при выдаче инструкций и объяснений;

- нужно использовать наглядные материалы для новых слов и понятий.многие дети с расстройствами аутистического спектра больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой. можно сопровождать тексты фотографиями, символьными картинками, (особенно ключевые слова);

- предлагать задания нужно, насколько это возможно, наглядно и конкретно.это особенно важно при обучении новым понятиям и навыкам. иногда неплохо продемонстрировать ребенку примеры выполненных заданий, как использовать оборудование, или же подключить к ролевой игре взрослого для показа точного выполнения (что требуется сделать ребенку);

- необходимо проводить анализ заданий с точки зрения их выполнимости и объема внимания учащегося;

- необходимо использовать разные средства подачи задания.предъявляйте задания маленькими частями;

- задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме;

- необходимо избегать перегрузок в учебе и общении, помните о том, что любая работа в группе, общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с расстройством аутистического спектра;

- необходимо по возможности связывать задания с интересами учащегося;

- необходимо давать учащемуся время от времени возможность заниматься любимым делом в качестве поощрения за старания при выполнении заданий;

- учащийся должен знать, как дойти до необходимых мест занятий в школе – он должен знать наиболее короткий маршрут. Учащийся должен иметь определенное место.

Наши рекомендации