Воспитание и обучение при первобытнообщинном строе.

Воспитание и обучение при первобытнообщинном строе.

Характеристика эпохи: Возникновение речи. Добывание и использование огня. Строительство жилищ. Усложнение орудий труда. Совместный труд взрослых и детей. Равное воспитание для всех детей.

Основные понятия: Инициация (посвящение во взрослые). «Дома молодежи». Передача практических умений и навыков. Обучение соблюдению ритуалов и обрядов. Усвоение родовых преданий и мифов. Народная педагогика.

Социально-политическая ситуация, культура и наука в Западной Европе в эпоху Просвещения, его вклад в развитие педагогической теории и практики. Зарождение идей, свободы, права и демократии

1. Социально политические и философские взгляды Дж.Локка. Педагогические взгляды Дж.Локка. Цель воспитания джентльмена. Воспитание характера и разума будущего джентльмена. Программа физического, нравственного и умственного воспитания. Требования к воспитателю.

О с н о в н ы е п о н я т и я : материалистический сенсуализм, дуализм, деизм, естественные

права человека, договорная теория государства, «чистая доска», новая порода людей, различия между людьми объясняются не столько природными задатками, столько приобретенными привычками, результатом упражнения и практики; джентльмен, прагматизм, основная задача – приобретение опыта, разумная организация жизни ребенка, закаливание, режим, здоровое питание, воспитание характера, индивидуальный подход, упражнения, пример, мягкие приемы обучения, главная задача обучения – воспитание самостоятельного мышления, знание законов страны, ручные ремесла, бухгалтерия.

О с н о в н ы е т у д ы : «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении». «Мысли о воспитании», «Разумность христианства», «О воспитании разума», «Об учении».

Педагогическая деятельность и педагогическая теория И.Г.Песталоцци. Жизнь и социально-педагогические взгляды И.Г.Песталоцци(1746-1827). Цели и факторы воспитания. Основные положения теории элементного развивающего обучения. Роль труда в формировании «деятельной любви» ребенка к человечеству.

О с н о в н ы е п о н я т и я: Учреждение для бедных. Детский приют. Ивердонский институт. Дух семейной жизни. Пробуждение истинной человечности. Упражнения в самообладании. Связь обучения с трудом. Развивающее школьное обучение и элементное (народное) образование. Стремление природы к своему собственному развитию. Принципы развивающего обучения. Жизненные добродетели. Азбука умений.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Лингард и Гертруда», «Письмо другу о пребывании в Станце»,

«Метод.Памятная записка Песталоцци», «Как Гертруда учит своих детей», «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода», «Памятная записка о семинарии в кантоне Во», «Лебединая песня».

2. Педагогическая теория И.Ф.Гербарта (1776-1841). Философское и психолого-педагогическое обоснование Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения. Компоненты педагогического процесса. Посредственный и непосредственный интерес к обучению. Ступени процесса обучения. Содержание образования. Нравственный закон и первичные этические идеи. Ступени нравственного развития ребенка. Гербарт о роли личности учителя в достижении эффективности воспитывающего обучения.

О с н о в н ы е п о н я т и я : Педагогика как наука и искусство. Представления и реалы. Воспитание добродетельного человека. Возможные и необходимые цели. Многосторонний интерес. Компоненты педагогического процесса: управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание. Ступени процесса обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Нравственные идеи: внутренней свободы, самосовершенствования, благорасположения, права, справедливости. Управление как помощь в моральном самовоспитании. Религиозный интерес. Авторитет воспитателя.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Очерк лекций по педагогике».

Общественно-педагогическая деятельность и педагогические идеи Ф.А.В.Дистервега. Руководство учительскими семинариями. Издание учебников и методических пособий. Издание педагогических журналов. Руководство учительским союзом. Депутатская деятельность. Отмена прусских регулятивов. Протест против конфессионального обучения. Основные принципы его педагогической системы. Основные дидактические правила воспитывающего и развивающего обучения. Подготовка человека к истине, добру и красоте с позиции культурологического подхода. Требования к учителю.

О с н о в н ы е п о н я т и я: Общечеловеческое и национальное воспитание. Народная школа. Воспитание к свободе. Природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Естественные ступени развития подрастающего человека. Служение истине, добру и красоте. Делать самого себя. Овладеть силой и волей самого себя обрабатывать. Научный и элементарный способы обучения. Формальное и материальное образование. Дидактическая сила учителя. Разнообразие обучения. Бодрость учителя. Чувство радости при изучении предмета. Религиозность учителя как основа нравственности. Насаждение нравственности в роде человеческом.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Руководство к образованию немецких учителей», «О высшем принципе воспитания», «Три заметки о педагогике и стремлениях учителей», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования», «О школьной дисциплине и ее отношение к обучению», «Принцип современной педагогики», «Дидактический катехизис», «О самосознании учителя», «Об учительском образовании».

Тема 7.Становление образовательной системы, общественно-педагогическое движение, научно-педагогическая мысль в России до 90-х гг. Х1Х в.

1.Создание в России государственной системы образования. Уставы учебных заведений первой трети Х1Х в. (1804, 1828, 1835). Привилегированные учебные заведения. Общественно-педагогическое движение и реформы образования конца 50 –начала 60-х гг. Контрреформы 70-80-х

О с н о в н ы е п о н я т и я: : Министерство народного просвещения. «Устав учебных заведений, подведомый университетам» (1804 ). Учебные округа. Попечитель учебного

округа. Приходские училища. Уездные училища. Гимназия. Университеты. Бессословность, доступность, бесплатность. Автономия университетов. Казанский университет. Царскосельский лицей. Александровский лицей. Министерство духовных

дел и народного просвещения (1817 ). Комитет по устройству учебных заведений (1826). «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828). Замкнутый, сословный характер школьной системы. Классицизм. Полицейский надзор. Палочная дисциплина. Единые программы, единые учебники, единые отметки. Религиозное воспитание. Устав университетов (1835). Общественно-педагогическое движение. Обсуждение путей реформирования образования. Педагогические журналы. Реформа образования. «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» (1860). «Положение о начальных народных училищах» (1864). «Устав гимназий и прогимназий» (1864) . Классические гимназии. Реальные гимназии. Бессословность. «Положение о женских гимназиях»(1870). Женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Женские гимназии Министерства народного просвещения. Педагогические классы. «Положение о земских учреждениях» (1864). Земские школы. Земские учительские семинарии. Университетский устав(1863). Просвещение нерусских народов. Народное образование в Башкирии. Мектебе и медресе. Контрреформы Александра Ш. Устав гимназий и прогимназий (1871). Устав реальных училищ (1872). «Положение об учительских семинариях» (1870). Устав начальных школ. (1874). Университетский устав (1882). «Закон о кухаркиных детях» (1887).

Педагогические идеи и педагогическая деятельность декабристов. Уничтожение рабства и невежества. «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения». Ланкастерская система взаимного обучения. «Петербургская школа для бедных мальчиков». «Вольный университет». Посвящение народа в Сибири. О с н о в н ы е и с т о ч н и к и : Из «Устава Союза благоденствия». П.И.Пестель – «Практические начала политической экономии», «Русская правда».

Педагогические взгляды В.Г.Белинского(1811-1848).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Просветительство. Самоусовершенствование. Воспитание искры любви к человечеству. «Воспитание - великое дело. Им решается участь человека». Роль природных данных в развитии людей. Учет возрастных особенностей в воспитании и обучении. «Любовь – орудие воспитания». «Цель воспитания- человечность».

Нравственное воспитание в практической деятельности. Пример родителей. Разумная любовь родителей к детям. Гражданское воспитание. Воспитание убеждений.Умственное воспитание.Реальное образование. Последовательность, посильность, наглядность обучения. Роль детских книг. Равное для мужчин и женщин образование. Народность воспитания и образования. Общечеловеческое в воспитании и образовании.

О с н о в н ы е т р у д ы : «О детских книгах», «Рассуждение .Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей».

Педагогические взгляды А.И.Герцена (1812-1870).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Роль социальной среды в формировании человека.

Человек сам творит свое поведение в ответ на обстоятельства. Исторический характер воспитания. Роль естественных наук в формировании мировоззрения.

Овладение азбукой науки, понимание смысла явлений, заучивание законов и определений.

Знание – результат собственного упорного труда. Учение – процесс активной умственной

Деятельности. Воспитание интереса к научным знаниям, к умственному самосовершенствованию. «Орудие многостороннего образования – чтение». Уважение личности в ребенке. Талант терпеливой любви. Правила отношений между детьми, родителями и воспитателями. Умение общаться, уступать, подчиняться требованиям других, обуздывать свой эгоизм. Разумная свобода для ребенка. Авторитет воспитателя.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Опыт бесед с молодыми людьми», «Публичные чтения г-на профессора Рулье».

Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Формирование нового человека, истинного патриота, близкого к народу. Необходимость разумных и справедливых требований в воспитании. Умственное образование – средство борьбы против социальной несправедливости. Всестороннее и гармоничное развитие личности.

Роль наследственности и среды в формировании человека. Вооружение разносторонними знаниями о природе и обществе. Единая общеобразовательная школа. Социальное значение деятельности учителя. Основа авторитета учителя – знания на уровне современной науки, знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, уважение в них личности. Использование методов обучения, стимулирующих самостоятельность учащихся. Расширение возможностей для женщин получения воспитания и образования.

О с н о в н ы е т р у д ы : Н.Г.Чернышевский – «Июльская монархия», «Ясная поляна. Школа» (рецензия на педагогический журнал Л.Н.Толстого). Н.А.Добролюбов - «Мое призвание к педагогическому званию», «О значении авторитета в воспитании», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами».

Педагогические деятельность и педагогические взгляды Н.И.Пирогова (1810-1881). Участие Н.И.Пирогова в Крымской войне .Статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», общественно-педагогическая дискуссия и начало общественно-педагогического движения. Деятельность на посту попечителя Одесского и Киевского учебного округов.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Общечеловеческое воспитание и образование. Отрицание ранней специализации в воспитании. Цель воспитания – подготовка к жизни истинного высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором. Осуждение и ограничение применения телесных наказаний. Классическое и реальное образование. Система образования: начальная школа, прогимназия, гимназия. Улучшение работы педагогических советов гимназий. Методические объединения учителей. Предложение отмены переводных экзаменов. Ограничение применения телесных наказаний учащихся. Проект новой единой бессословной школы. Предложение уменьшения платы за обучение. Подготовка открытия Одесского университета. Открытие в Киеве первой в России воскресной школы.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Вопросы жизни», «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий», «Ищи быть и будь человеком», «Образование и воспитание», «Школа и жизнь», «Быть и казаться»

Начало занятий с детьми в Яснополянском имении. Изучение школьного дела в Западной Европе. Открытие школы в Ясной поляне. Издание журнала «Ясная поляна». Издание «Азбуки» и «Новой азбуки». Разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Образование как феномен культуры, детство как особый мир. Неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний. Гуманистическое воспитание. Непрерывное нравственное самосовершенствование. Опора в образовании на собственный опыт ученика. Свобода в организации школ. Свобода как педагогический принцип. Свобода – результат педагогических усилий. Сознательное усвоение знаний. Обобщение знаний. Опора на интересы детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Разнообразие методов обучения. Наглядность. Хорошие взаимоотношения учителя с учеником. Живое слово учителя. Дисциплина в классе, основанная на увлечении детьми работой. Самосовершенствование учителя в процессе обучения и воспитания детей.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», «Общие замечания для учителя», «О воспитании» (Ответ на письмо В.Ф.Булгакова), «О народном образовании», «Роль примера и подражания в воспитании»(Письмо неизвестной).

Т е м а 8. К. Д.Ушинский – основоположник русской научной педагогики

(1824 – 1871).

Х а р а к т е р и с т и к а э п о х и: Отмена крепостного права (1861). Административная, военная , юридическая реформы. Реформы образования.

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского. Цель воспитания. Идея народности и народной школы.Труд и его воспитательное значение Нравственное воспитание. Педагогика как наука и искусство воспитания. Дидактические взгляды Ушинского. Учитель и его подготовка.

О с н о в н ы е п о н я т и я и и д е и : Тула, Новгород-Сиверская гимназия, Московский университет, юридический факультет. Демидовский юридический лицей (Ярославль). Профессор камеральных наук. Чиновник департамента духовных иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел. Журналы - «Современник», «Вестник Географического общества», «Библиотека для чтения». Ежемесячные обзоры развития науки, искусства и культуры в странах Европы и Америки. Инспектор Гатчинского сиротского института. Инспектор классов Смольного института благородных девиц. Реформа Смольного института. Издание педагогических трудов. Редактирование «Журнала Министерства народного просвещения». Изучение состояния женского образования за границей и постановки начального обучения в Швейцарии. Общественная деятельность.

«Сделать как можно больше пользы моему отечеству». Извлечь народ из «мрака нищеты и невежества». «Хорошее воспитание» может избавить народ от многих зол».Цель воспитания – духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального воспитания. Народное воспитание. Народный идеал воспитания. Потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями. Общественное мнение в деле воспитания – единственная прочная основа всяких улучшений в деле воспитания. Принципы воспитания применительно к России - приоритет родного языка как предмета школьного образования. История, родная литература, география – предметы, дающие знания о своем народе, воспитывающие патриотизм. Подготовка к трудовой деятельности – вхождение в народную жизнь. Труд как ведущий фактор развития личности. Трудовое воспитание – уважение и любовь к труду, привычка к труду, возможность найти полезный труд, неутолимая жажда труда. Физический и умственный труд. Основа нравственности – патриотизм. Воспитание нравственных привычек. Учебный труд. Предмет воспитания - человек как таковой. Антропологические науки (анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история) – фундамент педагогики. Овладение антропологическими науками - необходимое условие превращения педагогики в искусство. Философская идея – основание и руководство воспитанием. Формальное и материальное образование. Обучение – средство воспитания.

Учение – труд, требующий волевых усилий ученика. Активное и пассивное внимание. Развитие памяти ученика. Принципы дидактики - «необходимы условия преподавания» : своевременность; постепенность; органичность; постоянство; твердость усвоения; ясность; самодеятельность учащегося; отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости; нравственность; полезность. Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, методики преподавания, постоянная разумная деятельность детей - главные условия классной дисциплины. Разработка методики первоначального обучения. Умение учителя « воспитывать ученика своим предметом». Учитель – личность, с твердыми убеждениями, постоянно совершенствующийся в психологии, педагогике, методике преподавания. Учительская семинария. Педагогический факультет.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Детский мир», «Родное слово. Книга для учащих», «О пользе педагогической литературы», «Педагогическая антропология», «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Вопросы о народных школах», «Родное слово», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Три элемента школы», «Проект учительской семинарии».

Т е м а 9.Реформаторская педагогика в Западной Европеи США в конце Х1Х– ХХ вв.

Движение за реформу школы. Разработка новых идей и направлений в педагогике. Несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политическим требованиям. Реформаторская педагогика - пересмотр функции воспитания и образования; расширение образования; обновление содержания образования; обращение к личности ребенка; развитие и саморазвитие индивида; меры свободы и принуждения в воспитании; взаимодействие индивидуального и коллективного воспитания. Движение «новых школ» - «школа учебы», «школа труда», «свободная школа». Альтернативная педагогика.

Основные представители реформаторской педагогики:

Джон Дьюи (1859 – 1952 ) –американский философ, социолог, психолог, педагог.

О с н о в н ы е п о н я т и я и и д е и : Прагматическая педагогика. Педоцентризм. Опора в обучении на интересы и инстинкты детей. Широкое применение труда в обучении. Проблемный характер обучения. Учебный процесс – деятельность, формирующая личный опыт. Школа – полноценная жизнь ребенка. Исходить из инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта, социального инстинкта. Прагматический подход - истинно то, что полезно, обогащает опыт ребенка. Воспитание в процессе труда, развития активности ребенка. Методы воспитания вытекают из предмета труда и детского опыта, из саморазвития личности. Самостоятельность, эмоциональное самочувствие, переживание чувства удовлетворенности от трудового процесса и результатов труда. Уважительное отношение между педагогами и детьми. Овладение опытом сотрудничества, взаимопомощи, взаимного уважения, внимательного отношения к людям и вещам, к жизни в общине, к осознанной свободе в личностном и профессиональном самоопределении.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Школа и общество

Начало педагогической деятельности до Октября 1917г. 1920 –1930 гг. – педагогическая деятельность в колониях для малолетних правонарушителей – в колонии им.А.М.Горького под г.Полтава и коммуне им.Ф.Э.Дзержинского в г. Харьков. Учение о коллективе, о трудовом воспитании, о воспитании в семье, о педагогическом мастерстве.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я: Цель воспитания – воспитание энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. Проектировка человеческой личности. Воспитание с опорой на положительное. Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив. Коллектив как объект и субъект воспитания. Движение и развитие коллектива. 4 стадии развития коллектива. Дисциплина, обычаи, традиции, стиль и тон отношений в коллективе. Система перспективных линий. Радостная перспектива. Принцип параллельного педагогического действия. Первичный коллектив. Сводный отряд. Дежурный командир. Совет командиров. Отношения в коллективе – отношения ответственной зависимости. Чувство ответственности, собственного достоинства, гордости – украшение коллектива. Дружный коллектив – условие защищенности личности. Торможение в коллективе. Труд и игра – основа жизни коллектива. Система трудовых дел. Не труд-работа, а труд-забота. Дисциплина не цель, а результат воспитания. Эстетика в коллективе. Наказание в коллективе – не должно ущемлять честь и достоинство личности, должно быть направлено на защиту ценностей и норм коллектива. «Арест». «Метод взрыва». Полная семья. Семейный коллектив. Трудовые обязанности в семье. Ложный и истинный родительский авторитет. Работа педагога – работа организатора. Педагогическое мастерство – педагогическая техника, владение голосом, жестом, мимикой, позой, умение выражать чувства гнева, обиды и восторга. Педагогическое мастерство приобретается.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Проблемы школьного советского воспитания», «Некоторые выводы из моего педагогического опыта», «Лекции о воспитании детей», «О родительском авторитете».

Т е м а 13. Развитие школы и педагогики в России после Великой Отечественной войны. В.А.Сухомлинский (1918-1970).

50-е гг. – рост производства, нехватка рабочей силы. Отрыв школы от жизни – не готовила к работе на производстве.

1958-1959 гг. – принятие Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»: введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования, увеличение срока обучения в школе до 11 лет, обязательная производственная подготовка по одной из рабочих специальностей. Усиление профориентационной работы Учреждение нового типа учебных заведений – прфессионально-технических училищ (ПТУ).

1966 г. – возврат к 10-летнему сроку обучения, переход на новое содержание обучения, введение в школьные дисциплины новых научных знаний.

1984 г. – принятие Реформы школы, направленной на уравнивание школы и системы прфессионально-технического образования. Школа должна осуществлять всеобщую профессиональную подготовку на уровне СПТУ (средних профессионально-технических училищ). Расширение и усовершенствование сети межшкольных учебно-производственных комбинатов. Переход на 11-летний срок обучения. Снижение образовательного уровня школы.

С конца 80-х годов – идеалы коммунистического воспитания перестали соответствовать реальным устремлениям людей. Возникновение двойной морали.

1991 г. – распад СССР. Провозглашение принципов гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативности и альтернативности, национального характера.

1992 г. – Закон РФ «Об образовании». 1996 г. – внесение в Закон поправок.

Постановлениями Правительства РФ утверждены Типовые положения об образовательных учреждениях различных типов и видов, Государственные образовательные стандарты.

2000 г. – Федеральная программа развития образования.

2006 г. - Государственный совет по образованию в докладе «От конкурентоспособного образования к конкурентоспособности России» обозначил стратегические ориентиры в сфере образовательной политики: реальное обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом уровне, учет социально-экономической ситуации в России, основных тенденций развития образования на мировом уровне и предыдущего опыта в области развития образования. Образование - один из ведущих факторов развития гражданского общества, подход к образованию как к компоненту культуры человека, непрерывность образования.

Вхождение Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы. Вхождение России в Болонское соглашение - решение задачи реорганизации образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество.

2007 г.- Обязательное основное общее образование.

Единый государственный экзамен.

Кризис образования не преодолен. Остро стоит проблема национальной школы. Снизился уровень профессиональной подготовки в высшей школе.

После Великой Отечественной войны, несмотря на то, что продолжала развиваться идеологизация и политизация педагогической науки, советская педагогическая наука достигла значительных успехов.

В области дидактики – работы, систематизировавшие педагогические представления о содержании и процессе обучения и образования: «Дидактика» М.А.Данилова (1899-1973) и Б.П.Есипова (1900-1991); «Самостоятельная работа учащихся на уроках», «Совершенствование процесса обучения», «Дидактика средней школы», «Проблемы современной дидактики» Б.П.Есипова.

Широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения: «Наглядность и активизация обучения младшего школьника» Л.В.Занкова (1901-1977), «Психология обучения младшего школьника» Д.Б.Эльконина (1904-1984), «Проблемы развивающего обучения» В.В.Давыдова (1930-1999).

В 60-70-х гг. пользовались популярностью исследования в области проблемного и программированного обучения: «Проблемное обучение» И.Я.Лернера, «Проблемное обучение.Основные» вопросы теории» М.И.Махмутова, «Теоретические проблемы программированного обучения Н.Ф.Талызиной.

В.А.Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог, участник Великой Отечественной войны, директор Павлышской средней школы на Украине, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, Герой Социалистического труда, автор более четырехсот научных трудов, в том числе около 40 книг.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я: Воспитание – многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает. Гармония педагогических воздействий. Связь воспитания в школе с воспитанием в семье. Культ матери. Самовоспитание. Воспитание личности – целостный процесс. Основное звено нравственного воспитания – гражданское начало. Основные методы нравственного воспитания – убеждение и практическое приучение. Слово педагога – играет большую роль в процессе воспитания. Детство и отрочество – школа доброты, человечности, чуткости. Вера в ребенка – фундамент педагогического оптимизма. Правильное воспитание возможно лишь правдой. Подлинная школа - царство деятельной мысли. Проблемное обучение. Умение школьников учиться, постоянное движение вперед, переживание радости успеха, вера в свои силы. Учение – серьезный труд ребенка, он должен быть радостным, укрепляющим духовные и физические силы детей. Школа радости. Без труда и вне труда воспитать человека невозможно. Трудолюбие – одно из важнейших моральных качеств личности. Дети должны жить в мире творчества. Эстетическое воспитание - через природу, искусство, человеческое общество. Роль сказки в понимании и воспитании красоты. Культ книги. Коллектив – богатство индивидуальностей.. Духовный мир коллектива. Коллектив учителей. Педагогическая культура.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», « Разговор с молодым директором школы», «Родительская педагогика», «Письма к сыну».

Т е м а 14. Ведущие тенденции мирового образовательного процесса.

Основные тенденции развития современного образования - глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

Страны Запада - колоссальный рывок в науке, технике, экономике, образовании. Гибкая система экономики и управления. Конкурсный отбор наиболее способных и умелых.. Основы национального богатства - талант, высочайший профессионализм и интеллектуальная мощь. Изменение роли образования. Учеба – важнейший атрибут жизни. Непрерывное образование. Дифференциация и специализация образования. Варьирование типов школ в зависимости от нужд и специализации районов. Ранняя педагогическая диагностика. Поиск талантов. Привлечение талантов из-за границы. Интенсификация образования в условиях информационного бума. Профессиональное и техническое обучение. Серьезное внимание проблеме учительства. Привлечение в школы профессионалов с научными знаниями. Достаточно высокая открытость и демократичность системы высшего образования, высокая степень профессионализма, тесная связь вузов с наукой и промышленностью и ориентация на научно-технический прогресс. Обоснование перехода к всеобщему высшему образованию в начале ХХ1 в. как главному условию выживания человечества.

Вхождение России в Совет Европы – начало интеграции в мировое образовательное сообщество, использование Россией опыта, традиций, принципов и стандартов, выработанных коллективными усилиями стран Европейского региона и органами Совета Европы. Болонское соглашение - постепенное взаимное признание образовательных систем разных стран и разных дипломов.

ЮНЕСКО – доклад Международной комиссии по образованию для ХХ1 в. рассмотрел четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.

7.2 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«История образования и педагогической мысли»

1.Предмет, цели, задачи, методологически основы, содержание курса «История

образования и педагогической мысли».

2. Воспитание и школа в Древней Греции (Спартанское и Афинское воспитание).

Педагогические взгляды философов Древней Греции.

3. Воспитание и школа в Древнем Риме. Квинтилиан «О воспитании оратора».

4. Школа и педагогика в эпоху Средневековья. Церковные школы, рыцарское

воспитание, возникновение и развитие университетов, городские школы.

5. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (Рабле, Монтень,Мор, Томазо

Кампанелла).

6. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. Значение, цели и задачи

воспитания и образования.

7. Принцип природосообразности в педагогическом учении Коменского. Обоснование

им дидактики как науки об образовании и воспитании. Классно-урочная система

обучения. Правила дидактики, выдвинутые Коменским.

8. Возрастная периодизация и система школ Я.А.Коменского. Содержание воспитания

и образования в каждом возрастном периоде.

9. Я.А.Коменский о правилах нравственного воспитания и дисциплине в школе.

Требования к учителю.

10. Социально-политическое и философское обоснование Дж.Локком цели воспитания

джентльмена.

11. Дж.Локк о содержании, средствах и методах воспитания и обучения джентльмена.

12. Эпоха Просвещения. Педагогические взгляды французских просветителей.

13. Социально-политическое и философское обоснование Ж.-Ж.Руссо теории свобод-

ного естественного природосообразного воспитания. Свободный человек в понима-

нии Руссо.

14. Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». Периодизация жиз-

ни ребенка. Задачи, содержание, формы и методы воспитания в каждом возрастном

периоде.

15. Дж.Локк и Ж.-Ж.Руссо о роли воспитателя.

16. Проекты реорганизации народного образования в период Французской буржуазной

революции.

17. Жизнь и педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. Обоснование им теории раз-

вивающего и воспитывающего обучения.

18. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци.

19. Принципы развивающего и воспитывающего обучения А.Дистервега.

20. Правила обучения А.Дистервега. Требования к учителю.

21. Психолого-педагогическое обоснование И.Ф.Гербартом цели, содержания и методов

воспитывающего обучения.

22. Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце Х1Х- начале ХХвв.

Альтернативные школы.

23. Воспитание и школа в России в дофеодальный период и период феодализма. Влия-

ние христианства и мусульманства на развитие культуры, образования и педагогической мысли. Памятники педагогической мысли.

24. Просветительные реформы начала ХУШ века. Организация государственных

светских школ. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова в

области просвещение. Открытие Московского университета.

25. Образование и педагогическая мысль в России в конце ХУШ – начале Х1Х вв.

Деятельность И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича.

26. Педагогические взгляды Н.И.Новикова и А.Н.Радищева.

27. Создание в России государственной системы образования в начале Х1Х в.

Развитие образования и педагогической мысли. Педагогические взгляды

В.Г.Белинского.

28. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах Х1Х в.

Школьные реформы 60-70-х гг.

29. Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.

30. Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова.

31. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Ушинский о цели

воспитания и образования.

32. Идея народности – основа педагогического учения К.Д.Ушинского. Пути прак-

тической реализации идеи народности.

33. Обоснование К.Д.Ушинским педагогики как науки и искусства воспитания.

34. К.Д.Ушинский о роли труда в жизни общества и человека. Образовательное и

воспитательное значение труда.

35. Дидактическое учение К.Д.Ушинского. Требования к учителю и его подготовке.

36. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.

37. Педагогическая деятельность и педагогические идеи Л.Н.Толстого.

38. Школа и педагогическая мысль в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. Реформы

образования, общественно-педагогическое движение, типы учебных заведений.

39. Педагогические взгляды русских педагогов конца Х1Х – начала ХХ вв.

(П.П.Вахтерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов).

40. Народное образование в Башкирии в Х1Х – начале ХХ вв. Педагогические взгляды

башкирских и татарских просветителей.

41. Первые декреты Советской власти по народному образованию.«Основные

принципы единой трудовой школы». Советская власть и учительство.

42. Советская школа и педагогика в 20-З0 гг. Основные типы учебных заведений.

Реформирование содержания и методов обучения. Коммунистическое воспитание-

основа советской педагогики.

43. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды С.Т.Шацкого и

П.П.Блонского.

44. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко. Макаренко о цели воспи-

тания.

45. Учение А.С.Макаренко о коллективе. Законы развития коллектива, традиции,

поощрения и наказания в коллективе.

46. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и

подростков.

47. А.С.Макаренко о воспитании в семье.

48. А.С.Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.

49. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского.

50. Советская школа и педагогика после Великой Отечественной войны.

Воспитание и обучение при первобытнообщинном строе.

Наши рекомендации