Тема 14. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА»
Практическое занятие (2 час.)
Влияние на воспитание системы хозяйственно-бытовых отношений в семье.
Отец и мать как воспитатели: разделение функций, согласованность и дифференциация воспитательных позиций и способов воздействия и взаимодействия с ребенком.
Бабушка и дедушка в воспитании.
Авторитет взрослых в семейном воспитании.
Требования к воспитании.
Ошибки и предрассудки в семейном воспитании, способы их преодоления.
Задания к практическому занятию:
1. Повторить, пользуясь учебными пособиями, дополнительной литературой и конспектами занятий, материал, характеризующий систему семейного воспитания.
2. Подготовиться к решению педагогических задач и воспитательных ситуаций, отражающих особенности воспитательных взаимоотношений родителей и других старших членов семьи с детьми.
3. Подготовить письменно собственную версию свода законов семейного воспитания
Тема 15. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «УЧЕНИК В СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ»
Практическое занятие (2 час.)
Условия обеспечения сплоченности детского коллектива.
Противоречия в детском коллективе и способы их преодоления.
Условия построения конструктивных отношений актива и коллектива.
Реализация принципов самодеятельности, романтики и игры в детском коллективе.
Ошибки классного руководителя (воспитателя) во взаимодействии с детским коллективом.
Задания к практическому занятию:
1. Повторить, пользуясь учебными пособиями, дополнительной литературой и конспектами занятий, материал, характеризующий систему межличностных отношений в детском коллективе.
2. Подготовиться к решению педагогических задач и воспитательных ситуаций, отражающих особенности поведения детей и педагогов в системе коллективных отношений.
3. Подготовить письменно собственную версию свода правил поведения человека во взаимодействии с коллективом
Тема 16. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ТЕМУ: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ»
Практическое занятие (2 час.)
Способы педагогических воздействий: позитивный и негативный опыт применения.
Стиль и способы педагогического взаимодействия: позитивный и негативный опыт реализации.
Типичные ошибки педагога во взаимоотношениях с учащимися: боязнь решительных действий; отсутствие четких правил и норм взаимоотношений; непоследовательность; неоправданная снисходительность; жесткий стиль; педагогические действия на уровне эмоциональных реакций; неосторожные замечания, нетактичность в общении с учащимися; панибратские отношения, заигрывание с учащимися; недостаточное знание учащихся, игнорирование индивидуального подхода; недооценка беседы с глазу на глаз.
Задания к практическому занятию:
1. Повторить, пользуясь учебными пособиями, дополнительной литературой и конспектами занятий, материал, характеризующий систему межличностных отношений педагогов и учащихся.
2. Подготовиться к решению педагогических задач и воспитательных ситуаций, отражающих особенности взаимоотношений и поведения педагогов и детей в педагогическом процессе.
3. Подготовить письменно собственную версию свода правил поведения педагога во взаимоотношениях с учащимися
Содержание заданий экспресс-опросов по курсу «Общая педагогика»
Учебное занятие №1
Письменный экспресс-опрос (по ключевым для общей педагогики проблемам, изученным при освоении студентами курса «Общая психология»).
Студентам предлагается дать определение понятий:
1) человек, индивид, индивидуальность, личность,
2) развитие, формирования, социализация;
3) назвать компоненты структуры личности.
Учебное занятие №2
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается дать определение понятий:
1) педагогика, ее объект, предмет и функции;
2) образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание;
3) назвать основные отрасли педагогической науки.
Учебное занятие №3
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается назвать:
1) основные движущие силы и закономерности развития человека;
2) перечислить факторы развития человека и
3) факторы формирования его личности.
Учебное занятие №4
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается охарактеризовать:
1) роль наследственности в развитии человека;
2) роль самовоспитания в формировании его личности;
3) мотивы и способы самовоспитания.
Учебное занятие №5
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается охарактеризовать:
1) функции и типологию семей;
2) основные факторы формирующего влияния семьи;
3) стили родительского поведения.
Учебное занятие №6
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1)назвать основные макро- и мезофакторы, определяющие формирование и социализацию личности:
2) охарактеризовать основные факторы и особенности формирующего влияния семьи;
3) перечислить известные студентам психолого-педагогические концепции коллектива.
Учебное занятие №7
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) назвать виды деятельности в подростковом и юношеском возрасте;
2) охарактеризовать функции и структуру общения;
3) охарактеризовать условия эффективности педагогического общения.
Учебное занятие №8
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать движущие силы воспитания;
2) охарактеризовать основные принципы воспитания;
3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.
Учебное занятие №9
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать движущие силы воспитания;
2) охарактеризовать основные принципы воспитания;
3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.
Учебное занятие №10
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) представить в виде схемы структуру педагогического процесса;
2) назвать и кратко охарактеризовать основные функции педагогического процесса;
3) охарактеризовать основные компоненты субъектности педагога.
Учебное занятие №11
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать цели образования в российской школе, их варианты в процессе исторической эволюции;
2) охарактеризовать формальный и материальный подходы к отбору содержания образования;
3) охарактеризовать понятия: фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация содержания образования.
Учебное занятие №12
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать структуру государственного образовательного стандарта и ее компоненты;
2) представить в виде схемы структуру учебного плана общеобразовательной школы;
3) охарактеризовать структуру программы учебной дисциплины и основные требования к ней.
Учебное занятие №13
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается дать определения понятиям:
1) формы организации педагогического процесса (назвать формы организации обучения);
2) методы педагогического процесса (назвать методы стимулирования в воспитании;
3) охарактеризовать сущность понятия «педагогическая технология», назвать признаки педагогической технологии.
Учебное занятие №14
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать специфику формирующего влияния семьи;
2) охарактеризовать особенности влияния материально-бытовых условий семьи на воспитание ребенка;
3) охарактеризовать роль представителей старшего поколения семьи, старших и младших братьев и сестер в формировании личности ребенка.
Учебное занятие №15
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) Назвать основные условия обеспечения сплоченности детского коллектива;
2) Кратко охарактеризовать роль принципов самодеятельности, романтики и игры в жизнедеятельности детского коллектива;
3) Назвать условия конструктивного взаимодействия ученического коллектива и классного руководителя.
Учебное занятие №16
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) Назвать основные способы (методы) педагогического воздействия;
2) Кратко охарактеризовать стили взаимодействия педагога и воспитанников;
3) Оценить педагогические последствия применения воспитателем исключительного авторитарного стиля во взаимоотношениях с учениками.