Тема 8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Лекция (2 час.)
Сущность педагогического процесса: определение и основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность. Основные функции педагогического процесса.
Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.
Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса:
- закономерности, обусловленные социальными условиями;
- закономерности, обусловленные природой человека (зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей человека);
- закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития человека (взаимосвязь процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь группы и личности в педагогическом процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активностью воспитуемого).
Принципы педагогического процесса:
принцип целостного подхода к воспитанию и обучению;
принцип непрерывности и принцип целенаправленности образования;
принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и воспитанников;
принцип природосообразности и принцип культуросообразности;
принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
принцип последовательности и систематичности в обучения и воспитании;
принцип единства управления и самоуправления в педагогическом процессе.
Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.
Тема 9. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Лекция (2 час.)
Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.
Понятие субъекта педагогического процесса.
Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Самообразование и творчество как необходимые условия развития рефлексивной позиции учителя. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятия, структура и содержание. Профессиональная карьера и участие педагога в проектировании собственной профессиональной карьеры.
Ученик как субъект педагогического процесса. Субъектность позиции ученика в педагогическом процессе. Диагностика личности, педагогический прогноз и программа развития, обучения и воспитания ребенка.
Взаимодействие участников педагогического процесса. Педагог – воспитуемый, учитель – аудитория, педагог – группа: особенности взаимопонимания и взаимоотношений.
Выбор форм, методов и средств реализации педагогического процесса.
Тема 10. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Практическое занятие (2 час.)
Цели образования. Задачи образования. Цели образования в зарубежной педагогике.
Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования.
Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.
Таксономия целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез.
Содержание педагогического процесса.
Основные принципы и критерии отбора содержания образования.
Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период.
Фундаментализация образования.
Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, раскрывающий проблемы, отраженные в содержании практического занятия.
2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Структура, закономерности и принципы построения педагогического процесса.
2.2. Учитель, его функции и современные требования к нему.
2.3. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.
3. Разработка проекта, представляющего собой свод правил построения оптимальной структуры и условий педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса.
Тема 11. ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Практическое занятие (2 час.)
Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе.
Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура.
Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий нормативно-методическиедокументы,отражающие содержание образования.
2. Ознакомиться с государственными образовательными стандартами общего (первого и второго [проект] поколений) высшего профессионального образования по избранному направлению и профилю подготовки (второго и третьего поколений).
3. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы докладов:
3.1. Структура и содержание государственных образовательных стандартов общего образования 2000 г. и 2011 г. (проект): сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.
3.2. Структура и содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального (педагогического) образования первое, второе и третье поколение: сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.
4. Разработка проекта учебного плана инновационной школы, создателями которой будут студенты группы.