Тема 8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Лекция (2 час.)

Сущность педагогического процесса: определение и основные характеристики педагогического процесса: целенаправлен­ность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъект­ность. Основные функции педагогического процесса.

Про­цессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.

Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса:

- закономерности, обусловленные социальными условиями;

- закономерности, обусловленные природой человека (зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей человека);

- закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития человека (взаимосвязь процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь группы и личности в педагогическом процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активностью воспитуемого).

Принципы педагогического процесса:

принцип целостного подхода к воспитанию и обучению;

принцип непрерывности и принцип целенаправленности образования;

принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и воспитанников;

принцип природосообразности и принцип культуросообразности;

принцип воспитания в деятельности и в коллективе;

принцип последовательности и систематичности в обучения и воспитании;

принцип единства управления и самоуправления в педагогическом процессе.

Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогиче­ского процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.

Тема 9. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Лекция (2 час.)

Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения пе­дагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогиче­ского процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.

Понятие субъекта педагогического процесса.

Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлек­сии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и при­нятие другого, саморазвитие.

Самообразование и творчество как необходимые усло­вия развития рефлексивной позиции учителя. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятия, структура и содержание. Профессиональная карьера и участие педа­гога в проектировании собственной профессиональной карьеры.

Ученик как субъект педагогического процесса. Субъектность позиции ученика в педагогическом процессе. Диагностика личности, педагогический прогноз и программа развития, обучения и воспитания ребенка.

Взаимодействие участников педагогического процесса. Педагог – воспитуемый, учитель – аудитория, педагог – группа: особенности взаимопонимания и взаимоотношений.

Выбор форм, методов и средств реализации педагогического процесса.

Тема 10. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Практическое занятие (2 час.)

Цели образования. Задачи образования. Цели образования в зарубежной педагогике.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современ­ные концепции целей и содержания образования.

Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.

Таксономия целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез.

Содержание педагогического процесса.

Основные принципы и критерии отбора содержания образования.

Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период.

Фундаментализация образования.

Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, раскрывающий проблемы, отраженные в содержании практического занятия.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Структура, закономерности и принципы построения педагогического процесса.

2.2. Учитель, его функции и современные требования к нему.

2.3. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.

3. Разработка проекта, представляющего собой свод правил построения оптимальной структуры и условий педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Тема 11. ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Практическое занятие (2 час.)

Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе.

Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура.

Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий нормативно-методическиедокументы,отражающие содержание образования.

2. Ознакомиться с государственными образовательными стандартами общего (первого и второго [проект] поколений) высшего профессионального образования по избранному направлению и профилю подготовки (второго и третьего поколений).

3. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы докладов:

3.1. Структура и содержание государственных образовательных стандартов общего образования 2000 г. и 2011 г. (проект): сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.

3.2. Структура и содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального (педагогического) образования первое, второе и третье поколение: сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.

4. Разработка проекта учебного плана инновационной школы, создателями которой будут студенты группы.

Наши рекомендации