Блок I. Общие Основы педагогики

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Блок I. Общие Основы педагогики

Тема 1.1. Педагогика как наука, ее категориальный аппарат. Образование как ценность. Педагогический процесс как целостное явление

Объект, предмет, задачи педагогической науки. Структура данной науки, связи педагогики с философией, психологией, биологией, антропологией, культурологией, социологией и др. науками. Отрасли педагогики: философия образования, социология образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общечеловеческая ценность, культурно-гуманистическая функция образования. Гуманистическая цель образования и основные свойства образования – целенаправленность, историчность, функциональность, целостность, системность, процессуальность, диалектичность образования. Модернизация образования. Исторические предпосылки педагогического процесса как целостного процесса. Педагогическая система. Определение и сущность педагогического процесса: динамичность, педагогическая задача, движущие силы, педагогическое взаимодействие, а также суть содержательного, организационного и технологического аспектов целостного педагогического процесса.

Студент должен знать объект, предмет педагогики, категориальный аппарат науки, цель образования, определение педагогического процесса, основную единицу педагогического процесса, этапы решения педагогической задачи, содержательный, организационный и технологический аспекты педагогического процесса.

Тема 1.2. Методология педагогической науки. Методы педагогического исследования

Методология педагогики, уровни методологии: философский, общенаучный (системный подход), конкретно-научный (личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический и др.), технологический. Виды научно-исследовательских работ. Методы педагогического исследования: методы изучения педагогического опыта (беседа, интервью, эксперимент), теоретические (анализ, синтез, обобщение, индуктивные и дедуктивные методы), математические (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Студент должен знать определение методологии педагогики; методы педагогического исследования: теоретический анализ, моделирование, методы опроса, наблюдение, эксперимент.

Блок II. Теория обучения

Тема 2.3. Методы и формы обучения

Метод обучения. Классификация методов обучения: словесные, наглядные, практические, дидактические; классификация методов в зависимости от познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. Средства преподавания, средства общения, средства учебной деятельности, технические средства обучения. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые. Урок как основная организационная форма обучения, типы уроков: комбинированный, изучения нового материала, обобщения, закрепления умений и навыков и т.д.

Студент должен знать определение метода обучения и одну из классификаций методов обучения, определение урока и основные типы.

Тема 2.4. Понятие педагогической технологии. Педагогические ситуации, педагогическая задача. Виды педагогических технологий

Педагогической технология, педагогическая ситуация, педагогическая задача и этапы ее решения. Виды педагогических технологий: традиционная, игровая, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемное обучение, витагенные технологии, этнокультурные, компьютерные технологии.

Студент должен знать определение педагогической технологии, определение педагогической задачи и этапы ее решения; суть двух педагогических технологий (на выбор).

Блок III. Теория и методика воспитания

Блок V. Основы педагогической деятельности

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Очная форма обучения

  Номер темы дисциплины Наименование семинарских занятий (краткое содержание)
Тема 1.1 Тема 1.2 Педагогика как наука, ее категориальный аппарат. Образование как ценность. Педагогический процесс как целостное явление. Методология педагогической науки. Методы педагогического исследования 1. Определение педагогики, объект, предмет, функции, задачи педагогической науки. 2. Категориальный аппарат педагогики. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. 3. Понятие о педагогической системе. Педагогический процесс: определение, основная единица, виды педагогических взаимодействий, аспекты педагогического процесса. 4. Определение методологии педагогики, уровни методологии педагогики. 5. Методы педагогического исследования. Список литературы: 1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): учебн. пос. для студ. пед. вузов.– М., 2000. 2. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.,2008. 3. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.,2007. 4. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.– М., 2007. 5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М., 2008.
Тема 2.2 Тема 2.3 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Методы и формы обучения 1.Определение содержания образования. Принципы отбора содержания образования. 2. Критерии отбора содержания образования. 3. Государственные стандарты (ГОС ВПО, ФГОС) 4. Понятие метода обучения. Традиционная классификация методов. 4. Методы обучения по назначению (М. Данилов, Б. Есипов). Методы обучения по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин). 5. Методы обучения по дидактическим целям (Г. И. Щукина, И.Т. Огородникова). Классификация методов обучения М. Махмутова. Методы обучения, предложенные Ю.К. Бабанским. 6. Организационные формы обучения Список литературы: 1. Алимурадова, И.Б., Нюдюрмагомедов, А.Н. Организация ролевых учебных занятий // Педагогика. – 2008. – №2.
  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учеб. пособие / под общ. ред. А.И. Пискунова. – М., 2006.
3. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения. – Ростов на/Д.,2005.
  1. Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие. – М., 2003
  2. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И. П. Пидкасистого. – М., 2007.
6. Педагогика: учебник/ В.А. Сластенин и [др.]. – М., 2008. 7. Перминова, Л.М. Учебный предмет как объект дидактического конструирования // Педагогика. – 2008. – №8. 8. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во: Владос-Пресс, 2006. (книгофонд)
Тема 2.4. Понятие педагогической технологии. Педагогические ситуации, педагогическая задача. Виды педагогических технологий 1.Сущность педагогической технологии, ее структура 2.Технология конструирования педагогического процесса 3.Технология осуществления педагогического процесса 4.Современные педагогические технологии Список литературы: 1. Конев, Ф.Б., Куприянова, Г.И. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб пособие. – М.: Изд-во: МГОУ, 2005. (книгофонд) 2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения. – Ростов на/Д.,2005. 3. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебн. пособ. – Нижний Тагил, 2011 // www.pedlib.ru/Book/6/0194/index.shtml 4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И. П. Пидкасистого. – М., 2007. 5. Педагогика: учебник/ В.А. Сластенин и [др.]. – М., 2008. 6. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. – М., 2006. 7. Сенько, Ю.В. Педагогическая технология в герменевтическом круге / Ю.В. Сенько // Педагогика. – 2005. –№6. – С. 15-23. 8. www.uchportal.ru/publ/5-1-0-13-05 9. www.niro.nnov.ru/?io/891 10. www.isokgd.ru/experiment/togic (технология ТОГИС) 11. ru.wikipedia.org/wiki/
Тема 3.1 Сущность воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Базовая культура личности. Коллектив как объект и субъект воспитания 1.Сущность воспитания 2. Формирование мировоззрения учащихся 3. Нравственная культура воспитанников 4. Гражданское воспитание. Патриотическое воспитание культура межнационального общения как составные части гражданского воспитания 5. Трудовое воспитание и профориентация школьников 6. Формирование эстетической и физической культуры воспитанников 7. Теории коллектива в отечественной педагогике (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) 8. Педагогическая сущность коллектива: признаки, структура, функции. Этапы и уровни детского коллектива Список литературы: 1. Бабурова, И. Психологический климат класса / И. Бабурова // Народное образование. – 2005. – №2. 2. Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни // Педагогика. – 2008. – №9. 3. Камбалов, Т. Национальное образование: вызовы нового времени// Педагогика.– 2007. – № 6. 4. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти тт. Т. 2 / Н.К. Крупская. – М., 1978. – Статья «Общественное воспитание». 5. Лебедев, В. Разновозрастный детский коллектив в медико-педагогическом учреждении: цели и способы воспитания / В. Лебедев // Народное образование. – 2005. – №5. 6. Левин, Я.Н. Нужно ли учиться у А.С. Макаренко созданию общешкольного коллектива? / Я.Н. Левин // Педагогика. – 2004. – №1. 7. Лихачев, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. – 2007. – №9. 8. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 7-и тт. Т. 5 / А.С. Макаренко. – (Методика организации воспитательного процесса). 9. Матис, В.И. Педагогика межнационального общения: учебник. – Барнаул, 2003. 10. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие/ М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – М.: Флинта, Наука, 2011. (книгофонд) 11. Никандров, Н.Д. духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. – 2008.– №9. 12. Николаев, В. А., Шошин, М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях // Педагогика. – 2011. – №6. 13. Николаев, М.Е. Спорт и здоровье детей // Педагогика. – 2010. – №4. 14. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. – М., 2008. 15. Селиванова, О.А., Щепина, Ю.А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков / О.А. Селиванова, Ю.А. Щепина // Педагогика. – 2005. – №10. 16. Соловцова, И.А. духовное воспитание: система понятий// Педагогика. – 2008. – №4. 17. Сухомлинский, В.А. Избранные пед. сочинения: В 3-х тт. Т.3 / В.А. Сухомлинский. – М., 1981. 18. Шогенов, А.А. Национальная образовательная политика// Педагогика. – 2008. – №5.
Тема 3.3 Воспитательные системы 1.Определение воспитательной системы, движущиеся силы 2. Этапы становления воспитательной системы 3. Зарубежные и отечественные воспитательные системы 4. Современные воспитательные технологии Список литературы: 1. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. – М., 2008. 2. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И. П. Пидкасистого. – М., 2007. 3. psylist.net/pedagogika/00269.html 4. festival.1september.ru/articles/514212/ 5. sc47.ucoz.ru/index/0-7 6. spimash.ru/2007/03/28/shkola-kak-vospitalnaja-sistema.html 7. s_troicsk.kochk.edu54.ru/p31aa1.html 8. svich-int.narod2.ru/solsiano_-_psihologicheskaja_sluzhba/spetsseminar 9. cito-web.yspo.org/link1/metod/met40/node7.html 10. pedsovet.org/component/option.com
Тема 4.4 Диагностика педагогической деятельности 1.Диагностика работы учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования 2. Показатели эффективности учебной деятельности 3. Изучение результативности урока. Проверка и оценка знаний. Виды анализа урока 4. Диагностика воспитанности обучающихся 5. Сущность передового педагогического опыта, его изучение и обобщение Список литературы: 1. Ефремова, Н.Ф. Педагогические измерения в системе образования // Педагогика. – 2006. – №2.
  1. Нечаев, М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом //Воспитание школьников. – 2010. – №5.
  2. Обухов, А.С. Технология опроса / А.С. Обухов // Школьные технологии. – 2007. – №6.
4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И. П. Пидкасистого. – М., 2007. 5. Педагогика: учебник/ В.А. Сластенин и [др.]. – М., 2008
  1. Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и [др.] / под ред. А.И. Кочетова. – Мн., 1987.
  2. Психолого-педагогическая диагностика: учебн. пособие /И.Ю. Левченко и [др.]. – М., 2003 // pedlib.ru/Books/2/0242/2_0242-2
  3. Сеногноева, Н.А. Тестирование как одна из форм оценки учебной деятельности // Педагогика. – 2006. – №5.
  4. Тестов, В.А. Некоторые методологические проблемы определения качества образования // Педагогика. – 2008. – №4.
  5. piadagogos.com
  6. www.profile-edu.ru/
  7. www.thl.narod.ru
  8. www.bestreferat.ru
  9. ucheba.com
Тема 4.5 Проектирование в педагогической деятельности 1.Моделирование в педагогической деятельности 2. Сущность педагогического проектирования, принципы, субъекты и объекты проектной деятельности 3. Этапы проектирования. Виды проектирования 4. Объекты педагогического проектирования 5. Конструирование в педагогической деятельности. Планирование Список литературы: 1. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М., 2005 // pedlib.ru/Book/3/0212/index/shtml 2. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И. П. Пидкасистого. – М., 2007. 3. Педагогика: учебник/ В.А. Сластенин и [др.]. – М., 2008. 4. www.pedagogics-book.ru
Тема 5.1 Тема 5.2 Характеристика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство. Профессионально-педагогическая культура 1.Возникновение и становление педагогической профессии. Характеристика особенностей педагогической профессии и перспективы ее развития 2. Виды педагогической деятельности, их характеристика 4. Структура педагогической деятельности 5. Сущность педагогического мастерства. Компоненты педагогического мастерства 6. Определение педагогической культуры. Компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Список литературы: 1. Бездухов, В.П., Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации // Педагогика. – 2010. – №6. 2. Блинов, В.И., Есенина, Е.Ю. Российский учитель: вчера, сегодня, завтра // Педагогика. – 2010. – №7. 3. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / ред. А.С. Роботов. –М., 2006. 4. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / ред. В.А. Сластенин. – М., 2008. 5. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие.– М.,2004. 6. Краснов, С.И., Каменский, Р.Г. Теоретические основания педагогической рефлексии //Педагогика. – 2011.– №6. 7. Мишаткина, Т. В. Педагогическая этика: учеб. пособие – Минск, 2004. 8. Педагогика: учебник /В.А. Сластенин и [др.]. – М., 2008. 9. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики: учеб. пособие.– М., 2008.
Тема 5.3 Педагогический коллектив 1.Особенности педагогического коллектива, организационное строение 2. Социально-психологичекий климат в коллективе. Конфликты 3. Повышение квалификации. Аттестация педагогических работников 4. Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры 5. Педагогическое самообразование Список литературы: 1. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И. П. Пидкасистого. – М., 2007. 2. Педагогика: учебник/ В.А. Сластенин и [др.]. – М., 2008. 3.
Тема 5.4 Технология педагогического общения 1.Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя 2. Понятие о технологии педагогического общения. Этапы решения коммуникативной задачи 3. Стадии педагогического общения и технология их реализации 4. Стили педагогического общения. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений Список литературы: 1. Аксиологическая направленность компетентностного подхода в гуманно-личностном образовательном пространстве// Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 20. Педагогическое образование. – 2011. – №1. Январь-март (книгофонд) 2. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. – М., 2002. 3. Педагогика: учеб. пособие / под ред. И. П. Пидкасистого. – М., 2007. 4. Педагогика: учебник/ В.А. Сластенин и [др.]. – М., 2008. 5. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. – М., 2006.


КОНТРОЛИРУЕМАЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (КСР)

Семестр / неделя семестра Номер темы дисциплины Тема для изучения Форма проведения занятий Количество часов
  Тема 1.3 Методология педагогической науки. Методы педагогического исследования Самостоятельная работа: Выполнение практических заданий в кн.: Основы научно-исследовательской работы / сост. И.Л. Борзенко. – С. 100. – Задания №№ 1-3, 8, 10
  Тема 3.2 Воспитательные системы Сделайте конспект параграфов, посвященных воспитательным системам в России и за рубежом. Книга: Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2006.
  Тема 5.3. Профессионально-педагогическая культура Эссе на тему: Какую роль играет профессионально-педагогическая культура в духовно-нравственном воспитании детей

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Педагогика как наука, ее объект и предмет. Задачи и категории педагогики. Структура педагогической науки, ее связь с другими науками.

2. Образование как общественное явление и педагогический процесс

3. Методология и методы педагогического исследования

4. Понятие о дидактике. Объект и предмет, задачи дидактики. Сущность обучения, его функции

5. Закономерности и принципы обучения

6. Сущностная характеристика преподавания как деятельности, его предмет. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения.

7. Методы и формы организации учебной деятельности

8. Сущность содержания образования, его исторический характер. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

9. Государственный образовательный стандарт (второго и третьего поколения). Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

10. Сущность социализации. Факторы социализации

11. Сущность воспитания и его особенности. Закономерности воспитания

12. Принципы воспитания. Система методов воспитания

13. Нравственное воспитание

14. Цель и задачи гражданского воспитания. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения

15. Эстетическое воспитание. Воспитание физической культуры

16. Система трудового воспитания. Профориентация школьников

17. Сущность воспитательной системы. Современные воспитательные системы и технологии

18. Общая характеристика коллектива. Признаки и воспитательные функции коллектива. Структура коллектива и стадии развития

19. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

20. Сущность педагогической технологии. Виды педагогических технологий

21. Технология педагогического общения

22. Характеристика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство

23. Профессионально-педагогическая культура

24. Педагогический коллектив, его организационное строение. Социально-психологический климат и конфликты в педагогическом коллективе

25. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников. Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры

26. Современные концепции образования. Государственная система образования

27. Нормативные документы в сфере образования

28. Школа как педагогическая система и объект управления

29. Принципы, функции управления. Методы управления

30. Педагогический анализ во внутришкольном управлении

31. Педагогическая диагностика

32. Моделирование в педагогике. Педагогическое проектирование, принципы проектной деятельности, этапы проектирования

33. Виды проектов. Объекты педагогического проектирования

34. Конструирование в педагогической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Блок I. Общие Основы педагогики

Тема 1.1. Педагогика как наука, ее категориальный аппарат. Образование как ценность. Педагогический процесс как целостное явление

Объект, предмет, задачи педагогической науки. Структура данной науки, связи педагогики с философией, психологией, биологией, антропологией, культурологией, социологией и др. науками. Отрасли педагогики: философия образования, социология образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общечеловеческая ценность, культурно-гуманистическая функция образования. Гуманистическая цель образования и основные свойства образования – целенаправленность, историчность, функциональность, целостность, системность, процессуальность, диалектичность образования. Модернизация образования. Исторические предпосылки педагогического процесса как целостного процесса. Педагогическая система. Определение и сущность педагогического процесса: динамичность, педагогическая задача, движущие силы, педагогическое взаимодействие, а также суть содержательного, организационного и технологического аспектов целостного педагогического процесса.

Студент должен знать объект, предмет педагогики, категориальный аппарат науки, цель образования, определение педагогического процесса, основную единицу педагогического процесса, этапы решения педагогической задачи, содержательный, организационный и технологический аспекты педагогического процесса.

Наши рекомендации