Основные направ-я зарубежной педагогики XX века.

Экзистенциализм – философия существования, осмысление собственного я. Основные представители этого направления яв-ся Хайдаггер в Германии, Сартр Камю во Франции, Тиллик в США, Бердяев, Шестов в России. Представители этого направления критикуют совр-ую школу за усредненность учебных программ, за стандартность в обучении, за потерю индивидуальности в процессе обучения. В педагогике экзистенциалисты отмечают деформацию личности, утерю своеобразия личности, поэтому сч-ют, что для этого необходимо: индивид творить сам себя.

Основное требование пед-ки – создание условий для индивидуального развития личности, для учета интересов ребенка, самостоятельного выбора ребенком образовательной траектории. Экзистенциализм яв-ся методологической основой для индивидуализации обучения.

Цель школы – научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя». Выступают против программ и учебников. Ценность знаний опр-ют по томк насколько они важны для конкретной личности. Ведущую роль принадлежит чувствам, мечте, вере. Экзистенциализм яв-ся философским основанием и индивидуализацией обучения.

Неотомизм – это обновление средневекового или религиозного обучения Фомы Аквинского, к-ый признавая достижения науки стремился к примирению религии и науки. Критикует совр-ую школу за бездуховность. Весь мир делят на духовный и материальный, низший и высший. Выступает за введение религиозного образования в школе, за формирование стремления к Богу.

Неотомисты сч-ют, что в воспитании должна быть уделена большую роль религии. В работах неотомистов (Мартен, Адлер, Казотти) резко критикуют современность в школе. Духовный мир большую ценность.

Диалектический материализм - учение об общих законах движения, развития природы, общества, мышления. Зародилось в 40-е гг. XIX в. Основные положения диалектического материализма – материя первична, а сознание вторично, сознание выступает в рез-те развития материи.

Основополагающим яв-ся деятельностный подход в образовании. Личность – объект и субъект личностных отношений. Личность формируется и развивается только в деятельности.

Позитивизм – направление, сформировавшееся в 30-40-е гг. XX столетия под влиянием крупнейших открытий в области ест.-мат. дисциплин. Основоположниками яв-ся физики, химики. Считают наукой только те отрасли знаний, где можно провести количественную проверку, все остальные относятся к области мифов

Неопрагматизм – современное продолжение идей Джона Дьюи, главной целью к-ой яв-ся способность самореализации личности. Были выдвинуты принципы обучения и воспитания: развитие активных детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка. Индивидуальный опыт ребенка – основа учения ребенка.

22. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.

В VI-VIII веках в древнеславянском обществе создались необходимые предпосылки для оформления раннефеодальных отношений, и на рубеже VIII-IX веков возникло крупнейшее в Европе раннефеодальное государство - Русь с центром в Киеве, которое просуществовало до наступления периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.

Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя.

Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры. Усвоение новой культуры проходило на Руси творческим путем на основе сложившихся древнеславянских традиций и с учетом запросов своего времени.

В своих политических целях княжеская власть стремилась к тому, чтобы создать национальную церковь, независимую от византийского духовенства. Поэтому князья стали энергично действовать в области подготовки духовенства. Государству требовались грамотные люди и для сферы управления.

Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечить распространение грамотности и в демократических слоях населения.

Первые школы. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды дружинников). Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав Мудрый создает школу (300 детей) и первую библиотеку при Софийском соборе в Киеве. Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».

Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из духовенства.

Первым вузом в Киевской Руси становится Киевобратская коллегия 1632 г. Первым вузом в Москве стал созданная в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия.

Наши рекомендации