Спартанская система воспитания.
Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
10-8 тыс. – 5 тыс. до н.э. В этот период воспитание представляло собой приспособление к среде с целью самосохранения. Дети не готовились к взрослой жизни, а сразу же включились в повседневную жизнь взрослых. Это их участие во взрослой жизни сопровождалась наблюдением, подражанием им. Отношения между членами общины регулировались строго выполняемыми обычаями, традициями, ритуалами. усваивая которых, молодежь воспитывалась.
Т.о., в основе воспитания лежали трудовая деятельность и формирующиеся между людьми отношения, инстинктивные стремления людей к продолжению рода, стремление детей подражать взрослым. Детьми руководили только по мере надобности, т.е. стимулировали, направляли. Дети усваивали ценности, принятые в племени, носящие половозрастные различия. Это приводило к раннему созреванию детей и к 9-11 годам они приобретали и навыки хозяйственной деятельности и вели себя как взрослые. Первобытное воспитание было высоко эффективным, т.к. средства и цели соответствовали результатам деятельности взрослых.
Причиной такой эффективности относились традиционный характер воспитания, ориентированный на репродуктивное воспроизведение деятельности: всеобщий характер, отсутствие антисоциальных разногласий, опыт, активное приобщение к жизни методом проб и ошибок, отсюда почти ненасильственность воспитания. У большинства первобытных племен отсутствовали физические наказания.
Получив некоторые навыки трудовые, общения, ребенок переходил в следующую возрастную группу. Постепенно этот период стал сопровождаться специальным обрядом – «инициация».
Постепенно с осложнением экономической жизни усложняется содержание воспитания. Детей начинают приучать к определенным видам деятельности и поручают воспитание наиболее опытным, пожилым людям. Т.о., постепенно в условиях родового строя в первобытном обществе воспитание начинает выделяться как особая форма деятельности. Непосредственная жизнедеятельность начинает отделяться от подготовки к ней. Происходит рассогласование целей воспитателей и воспитуемого, ребенок начинает сопротивляться попыткам взрослых контролировать их. Контролируемое общиной воспитание постепенно становится семейным. С разложением общества, расслоением на социальные слои и сословия воспитание становится дифференциальным.
У привилегированных классов ребенок отделяется от практической деятельности. В эту эпоху появляются физические наказания. Возникает государство, денежное обращение знаменует начало II цивилизационного цикла, которое называется раннеклассовой цивилизацией (бронзовый век).
4 тыс. – 2 тыс. до н.э. В эту эпоху регулярно осуществляется воспроизводство продукта, духовных ценностей. Рост знаний, развитие культуры, отделение умственного труда от физического дали толчок для формирования основ различных наук: прикладных, основ медицины и т.д.
Изобретение письменности дало возможность закреплять знания, фиксировать события. Происходит раздвоение образования. Для работников физического труда процесс бучения по-прежнему был неотделим от производства, а для подготовки работников умственного труда создали школы. Наивысшего расцвета культура этой эпохи достигла в государствах древнего Востока: Китае, Индии, Месопотамии, поэтому ближний и дальний Восток называется прародиной образования. Здесь появились школы.
3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в древнем мире.
Наивысшего расцвета культура эпохи 4 тыс. – 2 тыс. до н.э. достигла в государствах древнего Востока: Китае, Индии, Месопотамии, поэтому ближний и дальний Восток называется прародиной образования. Здесь появились школы. Было 3 основных вида: школа писцов, жрецов, дворцовые.
Школы писцов получили широкое распространение в Египте, Месопотамии. В содержание образования входили: письмо, счет, чтение.
Среди государств Древнего Востока выделялись Древняя Индия и Древний Китай их религией. В Древней Индии и Китае возникли другие школы одновременно в долине больших рек: Ганг, Хуанхэ. Археологические данные свидетельствуют, что уже в 3 тыс. возникли государства с достаточно развитой культурой. Дошедшие до нас памятники письменности свидетельствуют о развитии письменности в Древнем Китае во 2 тыс. до н.э. На шелке начали писать в 3 тыс. до н.э. Бумага появилась в 105 г. до н.э. Письменность связывается с религией.
Большая часть времени в школах посвящалось изучению религии, риторики, философии, истории, медицине, музыке.
В древнем Китае основным типом школы в 3-2 тыс. до н.э. была общинная, которая создавалась на средства общинников: ремесленников, земледельцев, обучение было бесплатным. Были школы повышенного типа, в котором представители высших сословий изучали ораторское искусство, философию. В основе образования в Древнем Китае на протяжении многих веков лежало учение Конфуция. Он разработал концепцию человечности, небесного веления.
Вывод. 4 категории человека: мудрый от рождения, приобретает знания посредством учения, учится несмотря на трудности, не учится и не может учиться.
Требования к воспитателю: им может быть только человек, который успешно совершенствует себя, во-вторых, наставником может быть тот, кто повторяя старое узнает новое.
Педагогическая мысль, а также система воспитания институтов достигла зрелых норм в период античной цивилизации. Афинская система, которая сложилась в Афинах имела целью всестороннее развитие человека.
4. Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме
Римская система воспитания и образования.
Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества.
До 4-5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях - греческому языку. Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, и прежде всего, учили их владеть оружием. Начальное образование дети небогатых свободнорожденных граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя, и прежде всего греческому языку и литературе.
Под влиянием Греции возникли грамматические школы, где с 12 до 16 лет обучались сыновья богатых родителей. Им преподавали греческий язык, риторику, давали некоторые сведения из литературы и истории В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии,— их готовили к высшим государственным должностям.
С возникновением Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные, задачей которых была подготовка преданных императорской власти чиновников.
Когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более приобретало религиозный характер.
Афинская система воспитания и образования.
Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.
До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями.
Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса - оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.
Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.
Антропософия Штайнера
Антропософия (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) — религиозно-мистическое[1] учение, основанное в 1912 Рудольфом Штайнером с целью открыть широкому кругу методы достижения так называемого «духовного созерцания», а также результаты проведённых с помощью такого созерцания исследований.
Основы учения
Согласно антропософии, предметы физического мира представляют собой лишь более уплотнённые образования духа и души. Человек — это тело, душа и дух или система тонких тел. Духом управляет закон перевоплощения (см. Реинкарнация). В отдельной жизни человеческий дух повторяет самого себя с учётом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой — созданная ею самой судьба (см. Карма). После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.
На основе антропософии Рудольфом Штайнером была основана вальдорфская педагогика, лечебная педагогика, антропосо́фская медицина (гомеопатия), биодинамическое сельское хозяйство, основы трёхчленности социального обустройства общества, эвритмия и многое другое.
Дидактика К.Д. Ушинского.
Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.
Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.
Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он.
Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность».
В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци.
Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум - это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».
Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.
В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.
34. История татарской национальной школы.
Тюркская письменность в V-VI веках использует руническую графику. В X в. вместе с исламом в Волжскую Булгарию проникает арабская письменность (до 1928 г.).
С 1928-1938 г. была введена письменность на основе латинского алфавита. С 1938 г. – на основе русского алфавита.
В конце IX – начала X в. в городах и селах Волжской Булгарии были мечети и начальные школы при мечетях, где настоятель мечети был преподавателем этой школы.
Уже в XII в. имелась разветвленная сеть мектебе и медресе. Здесь готовили деятелей, способных развивать нац. культуру. В последней четверти XIV в. и начала XV в. все наследие бывшей Волжской Булгарии переходит Казанскому ханству.
Казанское ханство сохраняет ту систему школ, которая была в Волжской Булгарии. Процесс развития таких школ был разрушен 2 октября 1502 г.
Система мектебе и медресе сохранились в селах. При Екатерине II учреждается духовное управление мусульман, которой разрешается строить мечети и открывать школы при них.
В 1711 г. в Казани возникают крупное медресе: Апанаевское, Ахундовское, Амирхановское. В этих медресе обучали богословию, арабскому языку, давали некоторые сведения по риторике, географии, праву, истории, арифметике, писанию. Основным учебником был Коран. В школах не было учебных программ, все обучение зависело от уровня и подготовки муллы и мударисов.
Девочки обучались мусульманской вере, чтению женского муллы.
На распространение и развитие татарских нац. школ оказало влияние открытия в 1759 г. в Казани первой провинциальной гимназии. Она была под руководством Московского университета.
В 1769 г. появляется указ об учреждении при гимназии классов татарского языка. Целью этих классов была подготовка чиновников для работы в восточных регионах страны, переводчиков.
Первым учителем нового предмета в этих классах был Хальфин. Проработав в гимназии в течение 16 лет он издает много учебных разработок. В 1778 г. он издает азбуку татарского языка в арабском шрифте. В 1785 г. он завершил работу над татарским словарем с краткой татарской грамматикой. При гимназии в 1802 г. открывается азиатская типография. На основе этой гимназии в 1804 г. создается Казанский университет. Державин, Лобачевский, Симонов – выпускники этой гимназии.
Развивается и негосударственная система образования: мектебе и медресе. Они существуют за счет пожертвований родителей.
В середине XIX в. в Казанском ханстве 430 мектебе, 57 медресе. В начале XX в. число мектебе увеличивается до 1000. Появляется медресе – высшие школы для мусульман.
Медресе «Мухамаденья»: Коран, история ислама, сведения о жизни пророка, основы веры и шариата, русский язык, арифметика, чистописание, рисование, счет, география, физика, природоведение, геометрия, история России, история тюркских народов, медицина, право, метрика, психология, логика, философия, педагогика, арабский язык, персидский язык (в начале XX в). Это медресе объединяет 4 ступени образования.
Основные идеи.
В области истории Р. Фахреддин проповедовал преемственность татарской культуры от булгарского наследия. В этом отношении его самое большое произведение «Асер» наполовину посвящается знаменитым личностям именно булгарского периода. Кроме того, историю татарского народа и татарской культуры Р. Фахреддин тесно связывает с исламской культурой и с исламом, в частности.
Именно через сочинения Р. Фахреддина нам стали известны имена некоторых общественных и мусульманских деятелей булгарского периода и Казанского ханства. Среди них можно упомянуть хотя бы Саиф Сараи.
В области Ислама именно Р. Фахредддин оказался первым из тех, кто считал, что религия и мусульманская нравственность должна стать основой возрождения татарской нации. В этом отношении важнейшими переводами являются «Хадисы» (Законы Ислама), в которых проповедуется нравственное назидание для татарского народа.
В области просветительской деятельности, кроме хадисов, в творческом наследии Р. Фахреддина необходимо назвать «Насихат». Это объемное произведение призвано дать ответы на вопросы, которые встречаются в повседневной жизни. Кроме основ Ислама, в этом произведении Р. Фахреддин проповедует так называемые «традиции народной педагогики», которые стали весьма модными в последние годы.
В области Ислама и общественной деятельности Р. Фахреддин стоял на позициях религиозных реформ, которые основали Утыз-Имяни, Курсави и просветители Марджани, Фаизханова и Насыйри. Р. Фахреддин призывал соединять исламское образование со светским обучением.
Особое место в общественной деятельности Р. Фахреддина занимает его редакторство в журнале «Шура». За время его работы в этом журнале, издание стало одним из важнейших изданий в татарской культуре той эпохи. Здесь печатались лучшие произведения татарских писателей. Кроме того, журнал отличался тем, что наряду с произведениями Р. Фахреддина (исламское просветительство) здесь печатались переводы западноевропейских писателей (Ф. Карими).
Один из учеников Марджани и соратник Р. Фахреддин Абдаллах бин Убайдаллах вспоминал, что просветители говорили свои ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладевать европейской наукой, знаниями и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейским образцам. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремёсла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!» [Юзеев, 2001, 162].
В татарской науке и культуре XVIII-XIX веков основным явлением следует считать постепенное и болезненное освоение западноевропейской и русской культуры. Этот переход, продиктованный развивающимися капиталистическими отношениями во всех сферах общественной жизни, осознавался всеми прогрессивно мыслящими людьми того времени.
О трудовом воспитании.
А. С. Макаренко говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство — это государство трудящихся. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека.
О семейном воспитании.
А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.
Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным старшим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.
А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.
А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской пед. науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в худ-но обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.
Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его пед. произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.
Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
10-8 тыс. – 5 тыс. до н.э. В этот период воспитание представляло собой приспособление к среде с целью самосохранения. Дети не готовились к взрослой жизни, а сразу же включились в повседневную жизнь взрослых. Это их участие во взрослой жизни сопровождалась наблюдением, подражанием им. Отношения между членами общины регулировались строго выполняемыми обычаями, традициями, ритуалами. усваивая которых, молодежь воспитывалась.
Т.о., в основе воспитания лежали трудовая деятельность и формирующиеся между людьми отношения, инстинктивные стремления людей к продолжению рода, стремление детей подражать взрослым. Детьми руководили только по мере надобности, т.е. стимулировали, направляли. Дети усваивали ценности, принятые в племени, носящие половозрастные различия. Это приводило к раннему созреванию детей и к 9-11 годам они приобретали и навыки хозяйственной деятельности и вели себя как взрослые. Первобытное воспитание было высоко эффективным, т.к. средства и цели соответствовали результатам деятельности взрослых.
Причиной такой эффективности относились традиционный характер воспитания, ориентированный на репродуктивное воспроизведение деятельности: всеобщий характер, отсутствие антисоциальных разногласий, опыт, активное приобщение к жизни методом проб и ошибок, отсюда почти ненасильственность воспитания. У большинства первобытных племен отсутствовали физические наказания.
Получив некоторые навыки трудовые, общения, ребенок переходил в следующую возрастную группу. Постепенно этот период стал сопровождаться специальным обрядом – «инициация».
Постепенно с осложнением экономической жизни усложняется содержание воспитания. Детей начинают приучать к определенным видам деятельности и поручают воспитание наиболее опытным, пожилым людям. Т.о., постепенно в условиях родового строя в первобытном обществе воспитание начинает выделяться как особая форма деятельности. Непосредственная жизнедеятельность начинает отделяться от подготовки к ней. Происходит рассогласование целей воспитателей и воспитуемого, ребенок начинает сопротивляться попыткам взрослых контролировать их. Контролируемое общиной воспитание постепенно становится семейным. С разложением общества, расслоением на социальные слои и сословия воспитание становится дифференциальным.
У привилегированных классов ребенок отделяется от практической деятельности. В эту эпоху появляются физические наказания. Возникает государство, денежное обращение знаменует начало II цивилизационного цикла, которое называется раннеклассовой цивилизацией (бронзовый век).
4 тыс. – 2 тыс. до н.э. В эту эпоху регулярно осуществляется воспроизводство продукта, духовных ценностей. Рост знаний, развитие культуры, отделение умственного труда от физического дали толчок для формирования основ различных наук: прикладных, основ медицины и т.д.
Изобретение письменности дало возможность закреплять знания, фиксировать события. Происходит раздвоение образования. Для работников физического труда процесс бучения по-прежнему был неотделим от производства, а для подготовки работников умственного труда создали школы. Наивысшего расцвета культура этой эпохи достигла в государствах древнего Востока: Китае, Индии, Месопотамии, поэтому ближний и дальний Восток называется прародиной образования. Здесь появились школы.
3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в древнем мире.
Наивысшего расцвета культура эпохи 4 тыс. – 2 тыс. до н.э. достигла в государствах древнего Востока: Китае, Индии, Месопотамии, поэтому ближний и дальний Восток называется прародиной образования. Здесь появились школы. Было 3 основных вида: школа писцов, жрецов, дворцовые.
Школы писцов получили широкое распространение в Египте, Месопотамии. В содержание образования входили: письмо, счет, чтение.
Среди государств Древнего Востока выделялись Древняя Индия и Древний Китай их религией. В Древней Индии и Китае возникли другие школы одновременно в долине больших рек: Ганг, Хуанхэ. Археологические данные свидетельствуют, что уже в 3 тыс. возникли государства с достаточно развитой культурой. Дошедшие до нас памятники письменности свидетельствуют о развитии письменности в Древнем Китае во 2 тыс. до н.э. На шелке начали писать в 3 тыс. до н.э. Бумага появилась в 105 г. до н.э. Письменность связывается с религией.
Большая часть времени в школах посвящалось изучению религии, риторики, философии, истории, медицине, музыке.
В древнем Китае основным типом школы в 3-2 тыс. до н.э. была общинная, которая создавалась на средства общинников: ремесленников, земледельцев, обучение было бесплатным. Были школы повышенного типа, в котором представители высших сословий изучали ораторское искусство, философию. В основе образования в Древнем Китае на протяжении многих веков лежало учение Конфуция. Он разработал концепцию человечности, небесного веления.
Вывод. 4 категории человека: мудрый от рождения, приобретает знания посредством учения, учится несмотря на трудности, не учится и не может учиться.
Требования к воспитателю: им может быть только человек, который успешно совершенствует себя, во-вторых, наставником может быть тот, кто повторяя старое узнает новое.
Педагогическая мысль, а также система воспитания институтов достигла зрелых норм в период античной цивилизации. Афинская система, которая сложилась в Афинах имела целью всестороннее развитие человека.
4. Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме
Римская система воспитания и образования.
Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества.
До 4-5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях - греческому языку. Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, и прежде всего, учили их владеть оружием. Начальное образование дети небогатых свободнорожденных граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя, и прежде всего греческому языку и литературе.
Под влиянием Греции возникли грамматические школы, где с 12 до 16 лет обучались сыновья богатых родителей. Им преподавали греческий язык, риторику, давали некоторые сведения из литературы и истории В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии,— их готовили к высшим государственным должностям.
С возникновением Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные, задачей которых была подготовка преданных императорской власти чиновников.
Когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более приобретало религиозный характер.
Афинская система воспитания и образования.
Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.
До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями.
Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса - оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.
Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.
Спартанская система воспитания.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Население Спарты резко делилось на спартиатов - господствующий класс (завоеватели), периэков -граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов (рабов) - порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. Жизнь спартиатов была подчинена главному требованию - быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам.
В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались.
Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.
С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения - агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”).
Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.
С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.
Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спор<