Организационные формы обучения. Урок - основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности: постоянный состав учащихся; устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин); заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.
Основными типами уроков, характеризующимися определенными методическими особенностями, являются:
- уроки смешанные, или комбинированные;
- уроки изложения нового материала;
- уроки закрепления изученного материала;
- уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Широко используются также нестандартные, инновационные формы занятий: уроки-семинары;
конференции; ролевые игры; интегрированные уроки.
Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и вида учебной работы:
- работу над пройденным материалом;
- осмысление и усвоение новой тем;
- выработку практических умений и навыков.
- В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяют следующие структурные компоненты (этапы):
- организацию учащихся к занятиям;
- повторно-обучающую работу;
- работу по осмыслению и усвоению нового материала;
- работу по формированию умений и навыков применения знаний на практике:
- задания на дом.
Уроки изложения нового материала учителем посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах при изучении объемного и сложного материала.
Структура данного урока: организация учащихся и занятиям постановка целей занятия; краткий опрос; задания на дом.
Уроки закрепления изученного материала и выработки практических знаний и умений
проводятся во всех классах после изучения отдельных /тем или разделов учебной программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку практических умений и навыков. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года. Спецификой таких уроков является следующее:
- учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом;
-в качестве методов обучения могут выступать обзорные Лекции, беседы и устный опрос, упражнения по повторению и углублению практических умений и навыков.
Уроки-семинары и уроки-конференции проводятся обычно в старших классах и имеют ряд особенностей:
-учитель заранее разрабатывает вопросы для учащихся по определенной теме семинарского урока и определяет необходимое время на его подготовку;
- работа по подготовке семинарского занятия ведется учениками самостоятельно с помощью указанной учителем литературы;
- в отличие от уроков-семинаров, уроки-конференции посвящаются наиболее существенным и обобщающим вопросам, вытекающим из изучения нескольких родственных тем.
Эти уроки призваны углублять и обогащать знания учащихся.
Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные вида устного опроса и написание письменных контрольных работ.
К современным моделям организации обучения относятся:
- предметные кружки;
- секции;
- факультативы и предметы по выбору;
- экскурсии;
- олимпиады;
- дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;
- выставки и др.
Они являются составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.
Предметные кружки способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их удержание разнообразно: конструирование; моделирование; углубленное изучение отдельных предметов; вопросы культуры и искусства и т. д.
Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретения новых умений и навыков. Их организация обычно согласовывается с родителями учащихся. Содержание факультативных занятий определяется специальными учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.
Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что эбеспечивает реализацию важного дидактического принципа - связи теории и практики.
19. Виды и модели обучения, их характеристика (репродуктивное, проблемное, развивающее, программированное, компьютерное, модульное, адаптивное, дифференцированное, суггестивное и др.).
Каждая дидактическая система определяет собственную практическую технологию — вид обучения. Новая дидактическая система не возникает на пустом месте, а трансформируется из прежней, обогащаясь новыми прогрессивными идеями. Преемственность дидактических систем — это общая закономерность развития теории и практики обучения.
Благодаря преемственности одновременно существуют несколько видов обучения. Их разнообразие обусловлено желанием педагогов использовать накопленный полезный опыт и одновременно сохранить способность к восприятию нового, современного.
В современной школе используются три основных вида обучения:
1 )объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное); 2)проблемное;
3Программированное и развивающееся на его основе компьютерное.
Современная педагогика пытается объединить преимущества всех дидактических систем и создать модель идеального обучения. Уже возникли и применяются такие подвиды обучения, как объяснительно-проблемное, проблемно-программированное, проблемно-компьютеризированное и др.
Объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы — объяснение в сочетании с наглядностью, ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание; критерием эффективности выступает точное воспроизведение заученного материала.
Его преимущества: экономия времени и сил; эффективное управление процессом обучения; облегченный вариант усвоения сложных знаний.
Недостатки: привнесение «готовых» знаний; у учащихся нет необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить; мало возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение — организация самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления. Включение учащихся в активную познавательную деятельность проходит ряд последовательных этапов: создание проблемной ситуации, ее анализ, приобретение необходимых для решения знаний, решение проблемы, верификация (проверка) результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизация и обобщение полученных знаний.
Программированное обучение — система последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель — улучшение управления учебным процессом.
Компьютерное обучение — современный, активно развивающийся вид обучения, в основе которого лежит использование компьютерных систем для решения дидактических задач.
Развивающее обучение — это учебно-воспитательный процесс, каждый элемент которого направлен на психическое развитие личности. У истоков теории развивающего обучения стояли Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Л.С. Выготский разработал понятие «зона ближайшего развития», суть которого сводится к тому, что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи «под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами».
Одним из направлений ^научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение. Проблемное обучение — это обучение, в процессе которого обучаемые вовлекаются в разрешение проблем. Целью проблемного обучения является формирование качеств творческой личности (быстрота умственной ориентировки, сообразительность и находчивость, самодеятельность). При традиционном обучении (объяснительно-иллюстративном) преподаватель сообщает учащемуся готовые знания. Ученик воспринимает сообщаемое, осмысливает его, запоминает, заучивает. При проблемном обучении преподаватель сообщает знания не в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, побуждает у него желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащийся приобретает новые знания.
' Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Она возникает тогда, когда для осмысления
неготфп или совершения каких-либо действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов действия. Не всякая учебная задача является проблемой. Проблема — это задача, не имеющая стандартного решения. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, что он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения. Существует несколько форм проблемного обучения. При проблемном изложении познавательная способность учеников проявляется в наименьшей степени. Сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем, но учащиеся при этом все же вовлекаются в активную мыслительную деятельность. Проблемность в данном случае применяется для того, чтобы вызвать у учащихся «соразмышление», «сопереживание».
При использовании частично-поисковой деятельности работа в основном направляется самим преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа. Метод исследовательской деятельности представляет собой самостоятельный поиск решения учеником и предполагает наличие проблемы и выполнение всей последовательности поисковых действий, необходимых для ее решения. Она может осуществляться при проведении эксперимента в лаборатории, при получении заданий для написания докладов, в краеведческой деятельности и т.п.
Блочно-модульное обучение - метод обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключаются в модули.
Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени.
Блочно-модульное обучение позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценивать творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний.
Блочно-модульное обучение применяется в высших учебных заведениях, где обучающими модулями являются:
- курсовые работы;
- дипломные работы;
- факультативы;
- спецкурсы;
20. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы и их инновационный потенциал (адаптивная школа Ямбурга и др.).
Типология и многообразие образовательных учреждений.
1)Гимназия — это вид ОУ, ориентированный на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к
творческой деятельности.
2) Лицей - может функционировать только на базе ВУЗа, направление - гуманитарное.
3) Общественные школы с углублением отдельных предметов.
4) Авторские школы.
Воспитательная система вальфдорских школ (Рудольф Штейнер)
Развитие обучающихся в этих учреждениях осуществляется в гармонии с физическим и психическим развитием, с природным и окружающим миром. Эти школы призваны одновременно развивать тело, интеллект, нравственность.
Главным принципом является принцип свободы, но при этом подразумевается обязательная ответственность. Эти школы - Союз свободных людей, независящих ни от какой управляющей организации (нет директора, все вопросы решают родители, которые являются инициаторами открытия подобных школ).
Здесь нет общих методик, точных учебных планов, учебников и учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм и методов образования.
Стержнем развития личности является культура. Для школьников этой школы обязательна работа на земле. Хотя бы один раз он должен пройти путь от посадки зерна до выпечки хлеба. Именно в этом заключается главный принцип трудового воспитания — видеть результаты своего труда.
Учителя также опираются на индивидуальные особенности и на душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию своего Я.
Зарубежная воспитательная система (Мария Мантессори)
Мантессори создала систему воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, систему обучения детей моторике и сенсорике. Основные цели и задачи:
1) упорядочить личность ребенка и способствовать выработке координированию психофизических реакций;
2) развить все внешние чувства;
3) через восприятия внешних чувств развить все психологические функции, уделяя внимание слабейшим функциям и потому
обычно остающимся недоразвитыми интеллекту, воле;
4) воспитать высшие интеллектуальные эмоции (интерес к труду, радость от совершенства в достижениях...).
Педагог должен помнить обращенные к нему слова: «Помоги мне сделать это самому».
Материалы по этому исследованию являются составной частью педагогики. «Подготовительные среды», которые побуждают ребенка проявлять возможности собственного саморазвития, самодеятельности...
Главная сущность: Упорядочивать и сопоставлять (постоянный выбор, сравнение, различение, соединение в пары, градуирование, приведение в соответствующий порядок).
В связи с создавшейся обстановкой демографической, сегодняшняя реализация воспитательной системы Мантессори особенно актуальна.
Воспитательная система школ глобального образования (Рудольф Хенви, Михаил Боткин)
Они рассматривали мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимоотношений и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.
Ученый Хенви отмечает суть глобального образования как формирования непредвзятого взгляда на мир, осознания состояния планеты, динамики мировых процессов.
Ученый Боткин видит суть теории в переходе от бессознательного приспособления к миру к сознательному предвосхищению и сопричастности.
Эти ученые отмечают, что достичь этого примерно невозможно без специальных учебных программ и учебных планов, при этом они отмечают, что обучение в начальных школах должно быть в течение 6 лет.
Воспитательная система «Справедливое сообщество» (Л.Кольберг)
Здесь рассматривается воспитание как продвижение личности от низших ступеней развития к более высокому моральному развитию.
Концепция Кольберга основана на следующей идее — нравственное развитие личности зависит от умственного развития. А нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.
«Справедливое сообщество» - объединение субъектов образования внутри какого-либо образовательного учреждения.
Таким образом, «Справедливое сообщество» создает условия к повышению нравственного и морального облика обучающихся через включенность их в общественно-полезную и значимую деятельность.
Воспитательная система - Общие заботы (Игорь Петрович Иванов)
В этой воспитательной системе отдается приоритет коллективно-творческой деятельности, коллективному целеполаганию, созданию ситуаций-образцов, эмоциональному насыщению коллектива и общественной направленности деятельности коллектива. Воспитательная система школы диалога культур (Библер)
Суть ее в формировании исторически определенных и логически обоснованных начал различных культур.
21. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ЕГЭ, «ПОРТФОЛИО». ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
В связи с государственно-политическими и социально-экономическими преобразованиями 80-х - 90-х годов возникла потребность модернизации образования, так как устаревшие и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивало выпускникам фундаментальных знаний в новом веке, не соответствовало новым требованиям к уровню квалификации работников. Была разработана «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001 г.). Цель модернизации образования - создание механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели были сформированы приоритетные и взаимосвязанные задачи:
- обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиления их государственной и общественной поддержки.
Единый государственный экзамен ЕГЭ. Решение о проведении эксперимента по единому государственному экзамену было принято в 2000 году. Эксперимент продолжается и сегодня. Задачи, которые решает ЕГЭ: повышение качества оценивания образовательных достижений учащихся, а именно предметных знаний и умений.
ЕГЭ решает проблемы:
- повышения квалификации учителей и управленческих кадров (ежегодно 50000 учителей и преподавателей вузов проходят подготовку в качестве экспертов ЕГЭ по системе стандартизированной проверки знаний с развернутыми ответами, затем они принимают участие в проверке работ выпускников, что как же повышает их квалификацию:
- повышает качество знаний учащихся (в Федеральном институте педагогических измерений было проведено сравнение результатов ЕГЭ 2004 и 2005 гг. которое показало, что результаты стали лучше, почти в 2 раза увеличилось количество учащихся, которые получили отличные оценки по истории, обществоведению);
- создает более комфортные условия для поступления в высшие учебные заведения (ЕГЭ одновременно является выпускным экзаменом в школе и вступительным в высшее учебное заведение):
- обеспечивает социальные гарантии доступности в получении образования. Однако многие ученые выступают против ЕГЭ, видя в нем слабые стороны: несовершенство заданий, их большое количество, не совершенство формулировок, условий заданий, которые не обеспечивают однозначность проверки определенного умения и т,д.
Сегодня работа над совершенствованием ЕГЭ продолжается. Принято решение о введении ЕГЭ в шкодах РФ в ближайшее время.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования министерством образования РФ совместно с Российской академией образования был разработан проект концепции профильного обучения от 28,06.2002г.