Закономерности воспитания, принципы. Сущность методов приемов и форм воспит.
Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения кафедры педагогики УдГУ представлен ниже. В этой части лекции кратко раскрываются основные закономерности воспитания.
Воспитание - процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, - фундаментальный принцип жизни и культуры.
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями.Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия - совместно - разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Хороший педагог - педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей ,культуросообразную деятельность.
Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).
Рефлексивность - результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".
Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника - значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
Воспитание - это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии. Воспитание - это
целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;
введение в культуру, развивающее личность.
Знание закономерностей воспитания - необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Принцип - общее руководящее положение, требующее постоянства действий при различных условиях и обстоятельствах.
1. ПОЦО - принцип ориентации на ценностные отношения .
Условно, когда мы говорим ценности, то мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за свою историю. Понятно, что один человек включает в свои ценности еду, деньги, машину, а другой, трактуя это как условия существования, ценностями избирает любовь, прекрасное, природу. Педагог как представитель человеческой культуры направляет внимание детей на высшие ценности, но рынок делает свое черное дело, тянет к лжеценностям, на уровень утробного существования. (Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить.)
Ценностные отношения - это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека. Для возникновения ценности нужен не столько процесс осмысления, сколько реального проживания, опыт собственной выстраданной иерархии смыслов. Человек часто не осознает каким образом формируется ценностная структура, но она всплывает в моменты выбора, критических ситуациях. Ценностная ориентация - есть путь вхождения в культуру , позволяющий видеть за обыденными действиями драму отношений: занял самое удобное место, улыбаешься, нарядился вопреки неприятностям, обрадовался оплошности товарища. Ориентируясь на ценностные отношения, не станет ребенок таскать кошку за хвост - она живая, ее больно, постарается сдержать свое недовольство на приятеля - он другой, непохожий на меня. И содержанием воспитания тогда становиться ценностное отношение, а оценивание - основное метод воспитательной работы, искусство педагога, так как он через себя транслирует мир воспитаннику, и способен транслировать лишь то, что ценностно присвоено его личностью.
Принцип ценностных отношений осуществляется через организованную педагогом совместную деятельность как проживание ценностных отношений . (Решаем задачу - поиск истины, победил на соревнованиях - преодолел себя.) Тогда для ребенка весь мир приобретает значимость и возвышается до уровня современной культуры.
Соблюдение ПОЦО предполагает:
Условия возникновения личностно-значимых ценностных отношений 1). Эмоциональность - переживание. (Флаг, гимн на соревнованиях). 2). Оценочность (своих поражений и побед). Существует органическая связь между оценивающей функцией и эмоциями. Формирование личностной жизненной позиции "быть", когда для человека важно, что с ним происходит. Позиция педагога (по Роджерсу). 1). Эмпатическое понимание. Слушание - подражание, отражение слов, чувств, улыбки. ("Не пытайся оценить дорогу другого человека, не пройдя хотя бы мили в его мокасинах"). 2). Открытость личному опыту. 3). Доверие к возможным способностям ученика. 4). Искренность в выражение своих чувств.
2.Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Общий способ инициирования субъектности - придать воспитанию диалогический характер. В диалоге обретается собственное "Я" через сравнение с другими. Так современная методика групповой работы с детьми строиться на основании диалога. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры.
С одной стороны принцип субъективности упрощает труд педагога, с другой - ставит его перед необходимостью тонкой и продуманной технологии, программы деятельности.
3.Принятие ребенка как данность. Признать в нем достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, в независимости от его успехов, развития, положения, способностей.
Далеко не всегда удается реализовать этот принцип, причины: старые традиции критического отношения друг к другу, жесткая нормативность положения школьника, разница во взглядах, но главное - отсутствие интереса к другому человеку, не похожему на тебя, от сюда стремление всех подогнать под одну мерку. Принять как данность, признать право на самобытность, учить быть самим собой. Позиция педагога : 1). Реагировать на данность личности учитывая ее состояние "здесь и сейчас". 2). Вера в возможности человека. 3). Помнить, что развитие - это процесс.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями.
Классификация методов:
Щукина - по направленности;
Ильина - по характеру и результату;
Караковский - шесть групп методов:
воспитание словом
воспитание делом
воспитание ситуацией
воспитание игрой
воспитание общением
воспитание отношениями
Содержание воспитания.
Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (пример: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).
Уровень сформированности коллектива.
Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое "Я".
Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства. (Например: отсутствие наглядных пособий заставляет учителя корректировать методы, обходиться, чем есть).
Уровень педагогической квалификации.
Время воспитания. (Когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы)
Ожидаемые последствия.
Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
Непосредственное влияние на воспитанника ( пример, требование, приучение)
Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.
Создание общественного мнения.
Общение, деятельность организованные воспитателем
Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования
Погружение в мир искусства и творчества.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:
от цели воспитания;
от содержания и направленности воспитательных задач;
от возраста учащихся;
от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
от особенностей детского коллектива и его традиций;
от особенностей и традиций региона;
от технических и материальных возможностей школы;
от уровня профессионализма учителя.
Выделяют три основных типа (методов): мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.
Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
когда нужно решить просветительские задачи;
когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
когда организаторские функции слишком сложны для детей;
когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.