Роль семьи в развитии ребёнка.
Семья для ребенка - это не только место, где он родился и живёт, а основная среда обитания и развития. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть: - здоровый или больной, - добрый или конфликтный, - покладистый или резкий, не послушный, - там он свой.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.). Значимость взрослого и прежде всего родителей для развития личности ребенка признавалась и признается практически всеми западными и отечественными психологами.
Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.
Вместе с тем, ребенок воспитывается у нас не только в семье, но и в общественных учреждениях - яслях, детских садах, школах. Но не правы те родители, которые думают, что теперь, когда у нас введено обязательное школьное обучение, когда с каждым годом ширится и растет сеть яслей и детских садов, они могут освободить себя от заботы о воспитании и развития детей и переложить ее всецело на государство. Такой взгляд не только не верен, но и вреден. Он не верен потому, что огромное большинство детей проводит большую часть времени в домашней обстановке. Он не верен и потому, что именно в условиях нашего строя, который ставит перед семьей, как и перед детским садом и школой, одни и те же цели воспитания - вырастить поколение крепких, закаленных, умелых строителей новой, справедливой и радостной жизни, - именно у нас не только возможно, но и безусловно необходимо самое тесное сотрудничество семьи и общественных воспитательных учреждений. Вреден взгляд этот потому, что он заглушает в родителях чувство долга и перед детьми, за будущее которых они несут ответственность, которое в высшей степени заинтересовано и том, чтобы существо, которому родители дали жизнь, тяжело быть полезным, полноценным членом общества.
Где источник огромной силы воздействия семьи на ребенка?
Почему, как мы убеждаемся из жизненного опыта, правильное воспитание в семье способно в значительной степени облегчить работу детского сада или школы и, наоборот, неправильное семейное воспитание в состоянии затормозить или даже парализовать усилия, которые делают воспитатели детского сада или школы?
Потому, что в семье ребенок чувствует, видит, слышит не только то, как надо жить, что надо знать, как надо вести себя, но и практически познает жизнь, то, как люди ведут себя, что они знают. Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье кусок живой действительности, непосредственно участвует в ней.
Здесь нет однообразного, повторяющегося изо дня в день чередования впечатлений. Часто в жизнь семьи врывается неожиданно что-то новое: появляются новые лица, гости о чем-то шумно говорят, спорят, рассказывают что-то очень смешное, интересное, хотя и непонятное, происходят необычные эпизоды: отец приходит то мрачный, как туча, и тогда лучше не попадаться ему на глаза, то веселый, радостный, возбужденный, и тогда нет конца ласкам, шуткам, веселью.
Эта живая жизнь захватывает ребенка и многими своими сторонами дополняет ту упорядоченную жизнь, которой он живет в детском саду или в школе. Каждый день с утра до вечера, а иногда и до поздней ночи семья и лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки развертывает перед ребенком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода «ассортимент» образцов, слов, жестов, манер, отношения к труду, к людям, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами. И этот «ассортимент» образцов исходит от лиц, которых ребенок любит или боится, считает высшими авторитетами, которые в повседневной жизни карают и милуют, награждают и наказывают, разрешают и запрещают. Надо ли удивляться, что при таких условиях образцы поведения, которые родители изо дня в день дают своим детям, должны обладать огромной воспитательной силой
Что следует из всего сказанного?
Из приведенных соображений вытекает ряд важнейших для родителей как воспитателей своих детей выводом, а именно:
Огромное, ни с чем не сравнимое в деле воспитания значите живого действенного примера. Родители всегда должны иметь в виду, что то, что они делают, имеет гораздо большее влияние на ребенка, чем то, что они говорят ему.
В этом именно живом примере, подаваемом родителями и взрослыми членами семьи, приобретает свою непреодолимую силу влияние на ребенка всего уклада семейной жизни.
Кроме того, воспитание ребенка требует от родителей постоянной и большой работы над собой, требует вдумчивого отношения к своему собственному поведению. Оно требует от родителей самовоспитания для того, чтобы развертываемые перед детьми образцы поведения были доброкачественными, достойными подражания.
Только путем воспитания ребенок может стать полноценным человеком. Воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но и их общественный долг перед государством - долг первоочередной, невыполнение которого никакой занятостью не может быть оправдано.
Воспитание в семье ребенка должно создавать адекватную оценку самого себя. Нам родителям хочется, чтобы наши дети росли крепкими, здоровыми и оценивали себя правильно. Поэтому при воспитании детей очень важно научить их приемам психологической защиты.
Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка. Поэтому воспитательная функция семьи – одна из важнейших её функций.
В целом можно заключить, что задачи семьи:
· создать максимальные условия для роста и развития индивида,
· обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,
· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,
· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,
· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
На основе вышеизложенного можно дать такое определение семьи как социокультурного института: семья представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функцию воспроизводства человеческого рода и воспитания подрастающего поколения на основе общности хозяйственно-экономической деятельности и интимных психологических отношений[1].
В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания – семейное воспитание. Семейное воспитание – это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности[2].
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей – его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей положительно отражается на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:
· любовь, гуманность и милосердие к ребенку,
· постоянное внимание и забота о растущем человеке,
· вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,
· открытость и доверительность отношений с детьми,
· последовательность в своих требованиях,
· оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.