Доминирующие устремления личности
На основе потребностно-мотивационной сферы личности, ее ценностных ориентаций, взглядов и убеждений формируется такой интегрированный феномен, как доминирующие её устремления, или доминирующая направленность личности, т. е. основные её жизненные притязания, совокупность ее ведущих жизненных целей и идеалов, ставших в её жизни и деятельности руководящими. Доминирующая направленность выражает то, к чему главным образом стремится человек в своей жизни, чему он прежде всего себя посвящает, какова его «стратегия» в жизни. Данная характеристика «выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие. То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности...». По своему содержанию направленность всегда выражает совокупность потребностей, установок, мотивов деятельности, взглядов (убеждений) и идеалов личности, которые стали руководящими в ее жизни. Направленность личности характеризуется - и у каждого человека в чем-то по-разному – следующими качествами: 1) конкретным содержанием и, следовательно, уровнем общественной значимости; 2) широтой или узостью; 3) большей или меньшей интенсивностью (вспомним Мцыри – «он знал одной лишь думы власть – одну, но пламенную страсть» – страсть к свободе); 4) устойчивостью – всю ли свою жизнь человек стремился к одному и тому же, или часто менял предмет своих устремлений); 5) действенностью, т. е. степенью выраженности в практической деятельности, в делах, поступках.
Известны 3 основных вида доминирующей направленности: альтруистическая (на благо общества и людей), престижная (эгоистическая, на собственное благо), деловая (на пользу делу, профессии). Одновременно с этим возможна более подробная классификация личностной направленности по ведущим объектам индивидуальной устремленности. В этом случае выделяется 7 разновидностей направленности: на себя, на семью, на общество, на дело, на духовную сферу, на природу и на политическую сферу общественной жизни.
Как видно из изложенного, направленность является весьма существенным свойством личности определяющим ее духовный облик, и потому правильная диагностика ее у лиц, изучаемых в практических целях, представляется исключительно важной.
ХАРАКТЕР И СПОСОБНОСТИ
Характер личности
Давно замечено, что в сходных обстоятельствах одинаковые мотивы и цели побуждают людей к различным действиям. И эта оригинальность поведения человека определяется прежде всего его характером. Характер (от греч. – признак, особенность) – это совокупность устойчивых свойств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в ее поведении. Это система закрепленных способов отношения к действительности.
Характер говорит о том, что делает личность и как, каким образом она это делает. Следует, однако, учитывать, что не все черты, которые могут проявляться у личности в той или иной мере, являются чертами характера. К чертам характера относятся лишь такие черты, которые проявляются постоянно и в различных ситуациях, в общении с разными людьми. Например, если однажды человек нагрубил кому-то, это еще не значит, что он грубиян по характеру. Он мог нагрубить лишь потому, что сам объект грубости заслужил такое с ним обращение.
Характер тесно связан с темпераментом личности. Темперамент оказывает на характер свое влияние и по-своему окрашивает его. Так, например, одна и та же черта характера – настойчивость – будет проявляться по-разному у обладателей разных темпераментов: у холерика – в порывистости, кипучей деятельности, у флегматика – в методичности, размеренности, неторопливости.
Формирование характера – этой определенной системы отношений – можно рассматривать как процесс приспособления к требованиям значимых для него людей. Психиатры утверждают, что решающее влияние на развитие характера человека оказывают взаимоотношения в семье. Чувства, испытываемые матерью к ребенку, их амбивалентность, нервозность в поведении родителей, их мнения и поступки, позы и жесты – все фиксируется в детском сознании. Поскольку нервные процессы в раннем детстве отличаются не только динамизмом, но и значительной инертностью, свойства характера, сложившиеся в этот период, чрезвычайно устойчивы. Однако человек далеко не всегда имеет характер, аналогичный характеру одного из своих родителей. Дело в том, что характер изменяется в процессе жизни. Важнейшая причина изменения характера – конфликты, в которые вступает человек. Способы выхода из конфликтов, поступки, совершаемые в критической ситуации, определяют направление изменения характера (от злобы к мягкости, от замкнутости к отзывчивости и наоборот).
В целом же характер личности формируется в процессе воспитания, самовоспитания, в общении с другими людьми, в труде, в процессе жизнедеятельности. Поэтому в нем своеобразно отражаются условия и образ жизни человека. Отсюда и обилие характеров, которые трудно поддаются классификации. История психологии знает немало попыток создать классификацию характеров, но пока ни одна из них не заслужила всеобщего признания. Так, например, Аристотель подразделял характеры на два вида – сильные и слабые. Его ученик Теофраст описал 31 характер – характер труса, болтуна, хвастуна и т. д. Лабрюйер выделял 1200 характеров, Бэн – три (интеллектуальный, эмоциональный, волевой), Рибо – два (чувствительный и волевой), Галич – три вида характеров (великие, добрые, дурные) и т. д.
Развернутая классификация характеров предложена известным русским психологом А.Г. Ковалевым на основе исследования характеров старших школьников. Ковалев различает прежде всего два типа характеров – высший и низший. К высшему относится общественно – целеустремленный тип, к низшему – тип, характеризуемый неопределившимися убеждениями и нестойким поведением. В зависимости от динамики поведения высший тип подразделяется на страстно-деятельный, спокойно- деятельный, подвижно-деятельный и эмоционально-деятельный. Низший тип подразделяется на аффективно упрямый, апатичный, импульсивный и пассивно-оборонительный. Ковалев нашел представителей каждого из этих характеров среди старших школьников и дал им подробные характеристики. Но на универсальность эта классификация вряд ли может претендовать, тем более что деление внутри типов, на наш взгляд, больше похожа на темпераментную, а не на характерологическую дифференциацию.
Гораздо легче, чем сами характеры, поддаются классификации черты характера. К тому же выделение определенных групп черт характера может представить определенную программу для его изучения, т. е. ответить на вопрос, что именно нужно изучить в личности, чтобы изучить ее характер. В нашей отечественной литературе получило распространение (по предложению Б.Т. Теплова) подразделение черт характера на следующие группы:
1 группа – черты, выражающие социальную направленность личности, ее доминирующие тенденции: подвижничество на поприще служения общественному благу, своему делу, науке, искусству и пр. либо стремление лишь к семейному или личному благополучию, к обогащению, наживе. «Характеры, – подчеркивает Н.Д. Левитов, – прежде всего различаются по ясности общей жизненной цели и более конкретных узких целей». И в направленности всегда следует учитывать два взаимосвязанных момента: а) предметное содержание, т. е. то, на что именно направлены устремления, и б) напряжение, которое при этом возникает (С.Л. Рубинштейн).
2 группа – черты, выражающие отношение личности к труду: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, небрежность и т. д. Важнейшей из данной группы черт характера является творческий подход к делу, стремление к поиску новых и более эффективных, продуктивных путей и способов достижения цели, а также получения более ценного результата, что и отличает по-настоящему творческую личность;
3 группа – черты, выражающие отношение личности к другим людям: гуманность, альтруизм, готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь с личными интересами, чуткость, доброжелательность, коллективизм либо негативизм, нейтральность, равнодушие. Развитость отношения к людям определяется тем, насколько человек может идентифицировать себя с другими людьми. Как только устанавливается идентификация – дурное отношение становится маловероятным. В основе идентификации лежит способность сочувствовать, сопереживать другому человеку. Понятно, что человек не сможет мучить другого человека, если он прочувствует его боль, как свою собственную. Жестокость, высокомерие, пренебрежительность и пр. могут иметь место лишь по отношению к людям, идентичность с которыми отрицается.
4 группа – черты, выражающие отношение личности к себе: требовательность к себе, самокритичность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, скромность, тщеславие, эгоизм, эгоцентризм, завышенный, заниженный или адекватный своим возможностям уровень притязаний, самомнение и т. д. Отношение личности к себе органически связано с так называемым «Я-образом» – т. е. системой представлений о себе, взглядов на себя и самооценок типа: красивый, умный, храбрый, сильный и т. п..
5 группа – моральные черты характера: честность, искренность, справедливость, откровенность, правдивость, нравственная и правовая нормопослушность либо те же черты «с обратным знаком». Именно данные черты являются основным, главным показателем нравственной зрелости личности;
6 группа – волевые черты: настойчивость, упорство и неотступность перед препятствиями на пути к достижению цели, решительность, самообладание, смелость, дисциплинированность. Развитость этих черт и обусловливает оценки типа «волевой человек», «сильная личность», «сильный», «твердый характер».
Однако эту классификацию черт характера абсолютизировать нельзя, так как некоторые черты могут быть отнесены и к одной, и к другой группе. Например, такие черты, как жестокость, вежливость, тактичность, наглость могут быть отнесены и к группе моральных черт, и к группе, выражающей отношение к другим людям.
Характер человека должен изучаться как единое целое и в тесной связи со всеми сторонами личности, с учетом конкретных условий его формирования, в динамике, в развитии. Он должен изучаться на объективном конкретном материале деятельности, поведении, поступках личности.
При этом следует учитывать, что черты характера обладают немалой устойчивостью, хотя они могут и изменяться под влиянием социальных воздействий.
Характер личности проявляется в своеобразном ее отношении к различным сторонам действительности и определяется:
А) устойчивостью, что проявляется в шаблонности, стереотипности отношений личности к людям, делу, к себе;
Б) целостностью, взаимной обусловленностью, что проявляется в относительной непротиворечивости отношений – аккуратность и пунктуальность в отношении к делу, людям, себе самому. Непротиворечивость психических свойств относительна, т. к. обусловливающая их социальная действительность противоречива. Следовательно, в отношениях личности отражаются противоречия общественных отношений, что ведет к противоречию в действиях и поступках – принципиальный к людям и непринципиальный к себе;
В) иерархичностью, что проявляется в главенстве одних и подчиненности других отношений, например, главенство отношения к делу над отношением к себе или к другим людям.
Существенной особенностью черт характера является весьма близкая к иерархичности их способность к так называемой акцентуации, т. е. к обострению.
Известный немецкий психиатр К. Леонгард считает, что в отличие от обычных «средних» людей есть люди акцентуированные, точнее – люди с акцентуированными чертами характера, но жесткой границы между ними нет, ибо каждый обладает той или иной дозой акцентуации. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций:
1) гипертимический – чрезвычайно контактен, словоохотлив, с оживленной жестикуляцией, невольными отклонениями от первоначальной темы разговора, огорчается по поводу замечаний окружающих, легкомыслен, раздражителен в кругу близких, прожектер, недостаточно серьезен в отношении к служебным и обязанностям, из-за чего эпизодически возникают конфликты, изредка и сам может быть инициатором конфликтов (активной стороной), но энергичен, жаждет деятельности, инициативен, оптимист. По мнению Леонгарда типичным представителем данного типа является Гаврош из «Отверженных» В. Гюго;
2) дистимический – с низкой контактностью, немногословен, пессимист, домосед, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, конфликтует редко (пассивная роль), ценит тех, кто его одаривает дружбой и склонен им подчиняться, пассивен, с замедленностью мышления, неповоротлив, оторван от коллектива, но серьезен, высоконравствен, добросовестен, справедлив;
3) циклоидный – контактность циклически меняется, в веселом обществе резко оживляется, в серьезном – молчалив, в период подъема настроения ведет себя как гипертимик, в период спада – как дистимик;
4) возбудимый – с низкой контактностью, молчалив, угрюм, замедлен в беседе («тягучая занудливость»), раздражителен, вспыльчив, склонен к хамству, брани, постоянным конфликтам – даже по незначительному поводу, неуживчив в коллективе, жесток, с ослабленным контролем над влечениями, но вне гнева – добросовестен, аккуратен, любит детей и животных (Дмитрий Карамазов из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского);
5) застревающий – со средней контактностью, «застревающей занудливостью нравоучителя», несговорчив, обидчив, легко уязвим, подозрителен, ревнив, мстителен, склонен к затяжным склокам, четко определяет круг друзей и врагов, в конфликтах чаще бывает активной стороной, самонадеян, честолюбив, стремится к высоким показателям в любом деле, высоко требователен к себе, непомерно – к близким и подчиненным, до фанатизма раздутое чувство справедливости (шекспировский Отелло);
6) педантичный – контактность обычная, выраженная занудливость в «пережевывании» подробностей, конфликтует редко и лишь как пассивная сторона, формалист, «крючкотвор», принятие важных решений норовит переложить на других, лидерство в семье уступает другому, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью, добросовестен, серьезен, надежен в делах и чувствах, настроение ровное;
7) тревожный – с низкой контактностью, поскольку робок, неуверен в себе, краснеет от смущения, «беззащитен», «козел отпущения», конфликтует редко и как пассивная сторона, в супруге жаждет видеть опору и защитника, дружелюбен, самокритичен, исполнителен;
8) эмотивный – контактность ниже среднего уровня, предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимают «с полуслова», конфликтует редко (пассивная роль), обиды не «выплескивает» наружу, крайне чувствителен, слезлив, может провоцировать нападки со стороны раздражительных и невоспитанных, альтруист, способен к состраданию, жалостливости, радости за чужие удачи, с развитым чувством долга, исполнителен, хороший семьянин (Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского);
9) демонстративный – легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда внимания и похвалы, высокая приспособляемость к людям, поверхностность чувств, склонность к интригам при внешней мягкости, раздражает окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцирует конфликты, но защищается активно, в семье претендует на роль баловня, кумира, может «подстраиваться» под супруга, эгоист, необуздан в поступках, лжив, хвастлив, отлынивает от работы, склонен «заболевать» в самые ответственные моменты, однако целенаправлен, упорен, способен увлечь других, неординарен, обходителен (мольеровский Тартюф и Миледи из «Трех мушкетеров» А. Дюма);
10) экзальтированный – высокая контактность, патетичность, влюбчивость, конфликтует редко (и в активной и в пассивной роли), привязан и внимателен к друзьям и близким, чрезмерно впечатлителен, паникер, подвержен отчаянию, альтруист, с развитым чувством сострадания, обладает художественным вкусом, артистическими задатками, его характеризует яркость и искренность чувств (шекспировские Ромео и Джульетта);
11) экстравертированный – высокая контактность (масса друзей, знакомых), словоохотлив до болтливости, жадно впитывает любую случайную информацию, конфликтует редко (пассивная роль), приказы принимает без раздумывания, лидерство уступает другому, человек «без царя в голове», подвержен чужому влиянию («игрушка в руках проходимцев»), склонен к необдуманным поступкам, легковерен, испытывает страсть к развлечениям, любит сплетничать, готов выслушать «исповедь» другого, исполнителен (Санчо Пансо из «Дон Кихота» Сервантеса);
12) интровертированный – очень низкая контактность (общение по необходимости) с бедной мимикой, отпугивает собеседника сложными философскими раздумьями, любит одиночество, конфликтует редко – при попытках вторгнуться в его внутренний мир, переборчив в выборе супруга – ищет идеал, эмоционально холоден, относительно слабо привязан к близким, упорен в отстаивании своих взглядов, на все имеет свою точку зрения, зачастую отличающуюся от мнения большинства, сдержан, степенен, для него характерны обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность.
Вместе с тем следует еще раз отметить, что это – не классификация характеров, а лишь классификация акцентуированных типов, когда эта акцентуация выражена достаточно ярко. И тем не менее данная классификация и описание типов представляют, на наш взгляд, не только теоретический интерес, но и практическую значимость.
Способности личности
Если характер отвечает на вопрос «что и как делает личность?», то способности отвечают на вопрос «сколь успешно делает личность?» Иными словами, способности – это личность в ее продуктивности.
«Способности, – говорит К.К. Платонов, – это такая часть структуры личности как целого, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». Под способностями понимают устойчивые индивидуальные особенности личности, которые определяют успешность обучения конкретной деятельности, ее осуществления и совершенствования в ней. Показателями способности является качество и количество продукции, изготовленной в единицу времени, в конечном итоге – социальная ценность, значимость продуктов, производимых личностью. Способностями являются те особенности человека, которые положительно влияют на успешность выполнения определенного вида деятельности.
Весьма остро стоит вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в способностях личности. Б.М. Теплов по этому поводу отмечает: «Врожденными могут лишь быть анатомо-физиологические способности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». Задатки являются как бы «зачаточными способностями», которые проявляются при соприкосновении с деятельностью, в процессе овладения ею. Исследователи считают, что задатки обусловливаются микроструктурой клеток коры головного мозга, своеобразным строением рецепторов и ядерных частей мозговых концов анализаторов. Согласно И.П. Павлову, задатки включают в себя скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость и прочность тормозящих реакций, быстроту образования и скорость переделки динамических стереотипов. Словом, способности человека развиваются из врожденных задатков, но при одном непременном условии – в деятельности, в упражнении, в тренировке. И это развитие будет тем более успешным, если деятельность, тренировка будет осуществляться «на верхнем пределе» человеческой возможности, на верхнем пределе задатка, а не в порядке «легкой разминки» без напряжения.
Проявляться же, обнаруживаться задатки могут не только в детстве и отрочестве. Известно, что у М.А. Врубеля художественные способности проявились неожиданно в 20 лет, а у Поля Гогена даже в 38 лет. А.И. Крылов начал писать в 40 лет, С.Т. Аксаков – в 50. Даже в старческом возрасте возможно не только совершенствование имеющихся способностей, но и формирование новых.
Способности и их развитие очень тесно связаны с навыками и умениями. Они тесно взаимодействуют и взаимно способствуют своему развитию. Известен, например, случай, когда молодой Суриков не был принят в художественную Академию из-за отсутствия необходимых навыков рисования. Однако спустя некоторое время – после соответствующей учебы у частного учителя – был принят туда с распростертыми объятиями. И нельзя нивелировать разницу между способностями и навыками. Хороший инженер может быть великолепным руководителем технологического процесса, исполнителем, но не может быть конструктором из-за отсутствия или слабого развития соответствующих способностей. Конечно же, наличие способностей является важнейшим условием быстрого приобретения необходимых знаний, навыков и умений, которые, естественно, в свою очередь стимулируют развитие способностей.
Способности – это сложные подструктуры в структуре личности. Их обычно подразделяют на 2 основных вида: общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих видов деятельности (наблюдательность, внимательность, память, аналитический склад ума, сообразительность, быстрота реакции, богатая фантазия и т. д.) и специальные, отвечающие требованиям одной деятельности (музыкальный слух, чувство ритма и гармонии, художественное – образное – видение, тонкое цветоощущение, пространственное мышление, способности к перевоплощению, математические и пр.). Иногда выделяют третью группу способностей, которая занимает некое среднее, промежуточное положение между двумя названными. К ней относят такие способности как организаторские, педагогические, журналистские и некоторые другие.
Наряду с термином «способности» очень часто используются термины «одаренность», «талант», «гениальность».
Одаренность – это совокупность ряда способностей, необходимых для выдающегося выполнения какой-либо деятельности. Талант – высокая степень одаренности. Гениальность – высшая степень талантливости. Гениальный человек создает, как правило, эпоху в своей области деятельности.
Весьма важным фактором в быстром развитии способностей являются интересы и склонности к определенному виду деятельности. Они стимулируют успешное освоение приемов и способов деятельности. Интерес, как правило, порождает целеустремленность и вдохновение. Однако «вдохновение нельзя выжидать, – говорил П.И. Чайковский,– да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд, труд… вдохновение рождается только из труда и во время труда; я каждое утро сажусь за работу и снова пишу, пишу день, два, десять дней, не отчаиваюсь, если все еще ничего не выходит, а на 11 день, глядишь, что-нибудь путное и выйдет». Эту же мысль интересно выразил Т.А. Эдисон. Он подчеркивал, что в его изобретениях было 98% «потения» и 2% «вдохновения». Словом, для успешного развития способностей необходима высокая работоспособность.