Сведения о местах проведения практики.
Практика на третьем курсе (в пятом семестре) проводится в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.
Требования к дошкольным организациям:
-наличие лицензии на образовательную деятельность;
-наличие документов государственной аккредитации;
- наличие и соответствующий уровень квалификации специалистов, оказываемых образование и медико-социальную помощь лицам с ОВЗ;
- возможность прикрепления по 1-2 студента к специалисту (олигофренопедагогу, логопеду) для организации наблюдения за детьми (их изучения) в разнообразных видах деятельности и проведение коррекционных занятиях;
- открытость учреждения для установления социального взаимодействия и сотрудничества в профессиональной деятельности.
Перечень заданий для выполнения в период практики:
1-3 неделя (практика в ДОУ компенсирующего вида для детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития):
-просмотр и анализ занятий специалиста и воспитателей;
-наблюдение за детьми в режимных моментах и на занятиях;
-изучение программно-методического и технического обеспечения коррекционно-педагогического процесса в ДОУ;
- психолого-педагогическое изучение детей;
-проведение пробных занятий (индивидуальных и подгрупповых);
-проведение развлечения (досуга) с детьми;
-проведение открытых занятий (индивидуальных и подгрупповых);
-проведение консультации для педагогов.
4-7 недели (практика в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, ОДА, зрения, интеллекта, ЗПР):
-просмотр и анализ занятий специалиста и воспитателей;
-наблюдение за детьми в режимных моментах и на занятиях;
-изучение программно-методического и технического обеспечения коррекционно-педагогического процесса;
- психолого-педагогическое изучение детей;
-проведение пробных занятий (индивидуальных и подгрупповых);
- проведение развлечения (досуга) с детьми;
- проведение открытых занятий (индивидуальных и подгрупповых);
- проведение консультации для педагогов.
Каждый студент выполняет следующие задания:
1. Провести открытые коррекционные занятия (4 индивидуальных и 4 подгрупповых).
2. Провести 2 воспитательных мероприятий (развлечение, досуг) с детьми.
3. Провести 2 консультации для педагогов.
4. Провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование 4-х детей.
5. Изучить и проанализировать программно-методическое и техническое обеспечение коррекционно-педагогического процесса (в Дневнике практике).
6. Фиксировать результаты ежедневного наблюдения за детьми, пробные занятия (в Дневнике практики).
7. Подготовить фото (видео) презентации и отчеты по практике (в качестве дошкольного олигофренопедагога и логопеда).
Требования к промежуточной аттестации по практике.
По окончании практики студент к отчетной конференции должен предоставить групповому руководителю следующую документацию:
1. Дневник по практике;
2. Протоколы психолого-педагогического и логопедического обследования четырех детей;
3. Конспекты и анализ 4-х коррекционно-индивидуальных занятий;
4. Конспекты и анализ 4-х коррекционных подгрупповых занятий;
5. Конспекты 2-х консультаций для педагогов;
5. Перечень и анализ программно-методического и технического оснащения коррекционно-педагогического процесса;
6. Отчеты о проделанной работе (в т.ч. с фото-видеопрезентацией).
7. Отзывы о работе студента.
Отчеты и отзывы в двух экземплярах от каждого вида учреждения.
Критерии оценки за практику:
- посещаемость, соблюдение требований и правил;
- наличие и качество отчетной документации;
- своевременное предоставление документации;
- подготовка и участие в итоговой конференции.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.
а) основная литература:
а) основная литература:
1. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). – М.: «Парадигма», 2012. – 312 с.
2. Логопедия /под ред Л.С. Волковой. – М., 2009.
3. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 2010. – 320 с.
4. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей с нарушение интеллекта. Учебное пособие. – М.: Парадигма, 2012.
б) дополнительная литература:
1. Баряева, Л.Б., Зарин, А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. [Серия «Коррекционная педагогика»]. – 416 с.
2. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1989.
3. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум: пособие для логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.Е. Громова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.: ил.
4. Жукова Н.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление недоразвития речи у детей.-М., 1985
5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2009.
6. Закрепина, А.В., Браткова, М.В. Вариант индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с умственной недостаточностью (умственная отсталость) //Дефектология. – 2005. - № 6.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в спихофизическом развитии. Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: «Полиграф сервис», 2002.- 128 с.
8. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. – М.: Владос, 2003. – 136 с.: ил.
9. Методы обследования нарушений речи у детей/ Под ред. Чиркиной Г.В.-М., 2002.
10. Стребелева Е.А. Дидактические игры в коррекционно-развивающем процессе. – М., 2012.
в) программное и нормативно-правовое обеспечение
1. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2008.- 272 с.
2.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /Под ред. С.Г. Шевченко.
3. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др Программа коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2012.
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека
http://ikprao.ru/ сайт Института Коррекционной педагогики РАО
http://www.comlib.ru/ библиотека по дефектологии, логопедии и др.
http://www.psyinst.ru/ институт психотерапии и клинической психологии
http://psybooks.narod.ru/ Библиотека по психологии и психиатрии
http://www.voppsy.ru/ Журнал "Вопросы психологии"
http://www.oval.ru/enc/22852.html/ журнал «Дефектология»
http://www.kidsunity.org/ сайт об особых детях
http://osobie-deti.org.ua сайт об особых детях
http://www.perspektiva-inva.ru
Приложение 1