Сведения о местах проведения практики.

Практика на третьем курсе (в пятом семестре) проводится в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Требования к дошкольным организациям:

-наличие лицензии на образовательную деятельность;

-наличие документов государственной аккредитации;

- наличие и соответствующий уровень квалификации специалистов, оказываемых образование и медико-социальную помощь лицам с ОВЗ;

- возможность прикрепления по 1-2 студента к специалисту (олигофренопедагогу, логопеду) для организации наблюдения за детьми (их изучения) в разнообразных видах деятельности и проведение коррекционных занятиях;

- открытость учреждения для установления социального взаимодействия и сотрудничества в профессиональной деятельности.

Перечень заданий для выполнения в период практики:

1-3 неделя (практика в ДОУ компенсирующего вида для детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития):

-просмотр и анализ занятий специалиста и воспитателей;

-наблюдение за детьми в режимных моментах и на занятиях;

-изучение программно-методического и технического обеспечения коррекционно-педагогического процесса в ДОУ;

- психолого-педагогическое изучение детей;

-проведение пробных занятий (индивидуальных и подгрупповых);

-проведение развлечения (досуга) с детьми;

-проведение открытых занятий (индивидуальных и подгрупповых);

-проведение консультации для педагогов.

4-7 недели (практика в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, ОДА, зрения, интеллекта, ЗПР):

-просмотр и анализ занятий специалиста и воспитателей;

-наблюдение за детьми в режимных моментах и на занятиях;

-изучение программно-методического и технического обеспечения коррекционно-педагогического процесса;

- психолого-педагогическое изучение детей;

-проведение пробных занятий (индивидуальных и подгрупповых);

- проведение развлечения (досуга) с детьми;

- проведение открытых занятий (индивидуальных и подгрупповых);

- проведение консультации для педагогов.

Каждый студент выполняет следующие задания:

1. Провести открытые коррекционные занятия (4 индивидуальных и 4 подгрупповых).

2. Провести 2 воспитательных мероприятий (развлечение, досуг) с детьми.

3. Провести 2 консультации для педагогов.

4. Провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование 4-х детей.

5. Изучить и проанализировать программно-методическое и техническое обеспечение коррекционно-педагогического процесса (в Дневнике практике).

6. Фиксировать результаты ежедневного наблюдения за детьми, пробные занятия (в Дневнике практики).

7. Подготовить фото (видео) презентации и отчеты по практике (в качестве дошкольного олигофренопедагога и логопеда).

Требования к промежуточной аттестации по практике.

По окончании практики студент к отчетной конференции должен предоставить групповому руководителю следующую документацию:

1. Дневник по практике;

2. Протоколы психолого-педагогического и логопедического обследования четырех детей;

3. Конспекты и анализ 4-х коррекционно-индивидуальных занятий;

4. Конспекты и анализ 4-х коррекционных подгрупповых занятий;

5. Конспекты 2-х консультаций для педагогов;

5. Перечень и анализ программно-методического и технического оснащения коррекционно-педагогического процесса;

6. Отчеты о проделанной работе (в т.ч. с фото-видеопрезентацией).

7. Отзывы о работе студента.

Отчеты и отзывы в двух экземплярах от каждого вида учреждения.

Критерии оценки за практику:

- посещаемость, соблюдение требований и правил;

- наличие и качество отчетной документации;

- своевременное предоставление документации;

- подготовка и участие в итоговой конференции.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.

а) основная литература:

а) основная литература:

1. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). – М.: «Парадигма», 2012. – 312 с.

2. Логопедия /под ред Л.С. Волковой. – М., 2009.

3. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 2010. – 320 с.

4. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей с нарушение интеллекта. Учебное пособие. – М.: Парадигма, 2012.

б) дополнительная литература:

1. Баряева, Л.Б., Зарин, А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. [Серия «Коррекционная педагогика»]. – 416 с.

2. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1989.

3. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум: пособие для логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.Е. Громова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.: ил.

4. Жукова Н.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление недоразвития речи у детей.-М., 1985

5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2009.

6. Закрепина, А.В., Браткова, М.В. Вариант индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с умственной недостаточностью (умственная отсталость) //Дефектология. – 2005. - № 6.

7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в спихофизическом развитии. Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: «Полиграф сервис», 2002.- 128 с.

8. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. – М.: Владос, 2003. – 136 с.: ил.

9. Методы обследования нарушений речи у детей/ Под ред. Чиркиной Г.В.-М., 2002.

10. Стребелева Е.А. Дидактические игры в коррекционно-развивающем процессе. – М., 2012.

в) программное и нормативно-правовое обеспечение

1. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2008.- 272 с.

2.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /Под ред. С.Г. Шевченко.

3. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др Программа коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2012.

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека

http://ikprao.ru/ сайт Института Коррекционной педагогики РАО

http://www.comlib.ru/ библиотека по дефектологии, логопедии и др.

http://www.psyinst.ru/ институт психотерапии и клинической психологии

http://psybooks.narod.ru/ Библиотека по психологии и психиатрии

http://www.voppsy.ru/ Журнал "Вопросы психологии"

http://www.oval.ru/enc/22852.html/ журнал «Дефектология»

http://www.kidsunity.org/ сайт об особых детях

http://osobie-deti.org.ua сайт об особых детях

http://www.perspektiva-inva.ru

Приложение 1

Наши рекомендации