Б5.Взаимодействие семейного и общественного дошкольного воспитания.
СЕМЬЯ - объединение личностей, которые связаны материально, Духовно-нравственно, владеют личными и жилищными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - взаимодействие родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защите ребенка, содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развития и саморазвитии национально сознательной, духовной, нравственной и интеллектуально подготовленной личности.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ - сфера жизнедеятельности семьи, которая непосредственно связана с удовлетворением потребностей ее членов.
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - семья, в которую входит один из родителей (мать или отец; чаще всего мать), один или несколько несовершеннолетних детей.
В Законе Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в Концепции образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания.
Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия:
I) содействие со стороны государства и общества повышению статуса семьи как ячейки общества и первой школы ребенка;
2) усиление ответственности родителей за воспитание детей и охрану здоровья;
3) организация соответствующей подготовки молодежи к семейной жизни и воспитанию детей;
4) разработка рекомендаций по семейному воспитанию и развитие детей с целью его благоприятного вхождения в дошкольное учреждение и школу;
5) подготовка специалистов по семейному воспитанию и обучению;
б) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.
На современном этапе выделяются важные направления в семейном воспитании детей:
I) получение детьми качественного образования.
2) Гуманное внутрисемейное распределение домашних обязанностей и функций.
3) Систематическое просвещение и обучение детей всех возрастов основам семейной жизни.
4) Обеспечение всех семей информацией с целью предупреждения в них насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и т.д., оказание помощи семьям, потерпевшим от чернобыльской катастрофы; осуществление медико-педагогической реабилитации родителей и детей.
5) Сохранение и передача детям культурных ценностей человечества и своего народа, народных традиций семейного воспитания.
6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:
- защите детей на всех возрастных ступенях, особенно при переходе их от детства к взрослой жизни, на основе Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Международной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" (1993 г.);
- выработке и развитию у детей и молодежи общечеловеческих ценностей и моделей поведения, общественной ответственности, обеспечению равных прав, запрету дискриминации и националистических проявлений;
-пониманию и использованию гуманных методов и средств родительского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значительному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.
В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.
Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания специальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Национального института образования подготовлены "Программа семейного воспитания детей раннего возраста" (для родителей); программа воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.
В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, предусматривающий приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены основные позиции "Пралески" по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.
В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.
1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".
2 вид - характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они также носят компенсаторный характер. Сущность связей этого вида - "семья-детский сад".
3 вид - связи координационные. Они возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и вместе реализуют свои возможности в воспитании детей.
Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:
1) работа с постоянным контингентом детей и их родителями;
2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготовке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);
3) оказание помощи по воспитанию и обучению детей на дому (гувернантки, специалисты-дефектологи, музыкальные работники);
4) учет деформации семьи и ее воспитательных функций в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
5) учет специфики функционирования, жизнедеятельности, семейного уклада, традиций, обычаев, нравов городских и сельских семей. .
Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это связано со следующими причинами (выделены В.П. Дубровой):
- низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей;
непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
несформированность у родителей " педагогической рефлексии" (В.Л.Зверева), т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяемых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;
- непонимание воспитателем того, что в выборе содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;
-консервативность родительской позиции опеки детей дошкольного возраста;
- недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детой в детском саду, а воспитателей -об условиях семейного воспитания;
-формальное отношение воспитателей к работе с родителями вследствие недооценки роли семьи; отсутствие у воспитателей коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.
Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В.А.Петровский, "доверительный деловой контакт".
При организации взаимосвязидетского сада и семьи воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами:
I.-Единство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.
2. Реализация в совместной деятельности комплексного подхода к воспитанию.
3. Отношение к ребенку как формирующейся личности - члену семейного и детского коллектива.
4. Взаимное доверие и уважение в отношениях между педагогами и родителями.
В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:
I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания, основанным на родственных чувствах;
2) постоянством и длительностью воспитательных возможностей, воздействий родителей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;
3) большими возможностями для активного включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.