Режиссерская игра дошкольника.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в ран­нем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - воз­никновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значе­ние имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстни­ками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего дет­ства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наи­более важным является актуализация собственного социального опи­та. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные рас­пределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может вы­полнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза­висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возмож­ностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять труд­ности, связанные с общением;

- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа­циями, который возникают у ребенка;

- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные дей­ствующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты за­мечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения меж­ду ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные пережи­вания ребенка

- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в но­вой жизненной ситуации;

- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для органи­зации самостоятельной театральной деятельности;

- являются средством формирования у ребенка адекватной самооцен­ки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступ­ный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвали­дов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспи­тания;

- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям де­тей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую си­туацию из элементов знакомых сюжетов.

Наши рекомендации