Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами. Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.
Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.
Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).
Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность, непосредственность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых. Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.
В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи. В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т.д.
Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.
В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятны ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается. неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий. Необходимо создание предметно-игровой среды. Важен также комплексный метод руководства играми детей: I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей; 2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей; 3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей); 4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.
Своеобразие обучения в этом возрасте состоит в том, что усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.
28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ - перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
Поступление в ДУ представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям. С приходом в Д/С изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей. В ДУ он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать я контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.
Существуют значительные различия адаптационных возможностей у детей..
Различают 3 степени адаптации:
легкая, при которой наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита;
средняя, естественная адаптация; состояние ребенка нормали значительных и длительных сдвигах в поведении, ребенок теряет вес, нарушается речь, болеет, но не тяжело, без осложнений; состояние ребенка нормализуется через месяц;
тяжелая, или патологическая, при которой привыкание ребенка идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев, сопровождается частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с неврологическими состояниями; наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики.
Характер и длительность привыкания детей к новым условиям определяют следующие факторы:
- возраст детей (критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни);
-состояние их здоровья (перенесенные острые заболевания, патология родов, отягощенная наследственность и др.);
-индивидуально-типологические особенности (легче привыкают дети с уравновешенными и подвижными нервными процессами; труднее -те, у кого они слабые, неуравновешенные, малоподвижные);
-условия семейного воспитания (организация режима дня дома, жилищно-бытовые условия, состав семьи и пр.);
-наличие или отсутствие тренировки нервной системы детей к новым условиям.
Рекомендации по обеспечению привыкания детей к условиям дошкольного учреждения:
-постепенное комплектование групп;
-окружение вновь поступивших детей особенным вниманием, лаской и заботой со стороны воспитателя;
-рекомендация родителям в первые дни оставлять ребенка в яслях только на время одного бодрствования;
-в первые дни пребывания ребенка в яслях не должно быть травмирующих мероприятий (например, прививок);
-сохранение привычек, даже отрицательных, которые сформировались у ребенка дома;
- разрешение родителям присутствовать некоторое время в группе, принести ребенку из дома любимую игрушку;
-установление единства воспитания в семье и в яслях.
Работа с родителями в этот период: через индивидуальные беседы, консультации, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в подготовительный период;
они знакомятся с методикой кормления, сна; получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения; воспитатели изучают индивидуальные особенности и привычки детей, условия их жизни в семье