Особенности СП работы с внебрачной семьей.
Внебрачная семья ("конкубинат"). Представляет собой существующий длительное время юридически не оформленный брачный союз мужчины и женщины с детьми или без детей, не намеревающихся официально закрепить брак. Это могут быть добрачные устойчивые и продолжительные семейные отношения молодых людей, что может привести к заключению брака или возникновению материнской семьи, в данном случае внебрачной.
Особенности и проблемы, подлежащие учету в социальной работе
- юридическаянеоформленность брака,
- неразвитость представлений о перспективных целях семьи;
- отсутствие вза-имопонимания с микроокруже-нием;
- нервно-эмоциональная напряженность ожидания определенности супружеских отношений.
- проблемы межличностного общения,
- нестабильность образа отношений.
Основные направления и формы социальной работы.
- просветительская и информационно-просветительская работа по вопросам брака и семьи,
по проблемам психологического здоровья взрослых и детей,
- диагностика жизнедеятельности и прогнозирование возможностей их превращения в материнские семьи,
- организация работы юридических консультаций,
- работа психолога,
- «Телефон доверия»,
- анализ причин внебрачной рождаемости,
- принятие мер по сокращению количества женщин-отказниц от внебрачного ребенка и оформлению отцовства,
- организация работы социальных приютов, отделений социальной помощи и других органов опеки.
Особенности СП работы с неполной семьей.
Основные виды
1. «Материнская» семья (матери-одиночки) – изначально безбрачная семья, разновидность неполной семьи.
2. Неполная семья как следствие развода.
3. Неполная семья, возникшая в результате овдовения.
4. Неполная семья, образованная при официальном усыновлении ребенка одиноким мужчиной или женщиной.
Особенности и проблемы, подлежащие учету в социальной работе
-адаптация к новому статусу в социуме;
-возможности развития у родителя психогенных девиантностей типа «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение», проблема воспитания детей.
-приобретение чувства защищенности и надежности в системе общественных отношений,
-формирование полноценного ребенка,
-установление взаимопонимания между родителями и детьми,
-чувство взаимопомощи,
-профилактика негативных явлений после развода.
Основные направления и формы социальной работы.
- диагностика различных типов неполных семей, составление на них психолого-педагогических характеристик и выявление проблем, требующих вмешательства социального педагога,
- психолого-педагогическое консультирование,
- психолого-педагогическая помощь в выявлении девиантностей у членов семьи,
- профилактика девиантного поведения родителей и подростков,
- работа комиссии по делам несовершеннолетних.
Особенности СП работы с дистантной семьей.
Это семья, в которой жизнь в большей части для каждого из супругов проходит отдельно из-за специфики профессии (семьи моряков, военных, полярников, артистов, спортсменов и др.).В среднем число таких семей достигает 4 - 6% от общего количества.
Особенности и проблемы, подлежащие учету в социальной работе
- проблема взаимоотношений родителей и детей;
- рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей;
- возможно развитие девиантности у детей типа «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям»,
- обретение чувства стабильности, целостности семьи.
Основные направления и формы социальной работы.
- социально-психологическая диагностика образа жизни и образа отношений в семье,
- психолого-педагогическое консультирование по проблемам адаптации семьи к встречам и расставаниям,
- психологическая поддержка семьи,
- помощь в социально-психологической реабилитации супругов,
- налаживание коммуникативных каналов в дистантных условиях жизнедеятельности,
- работа центров досуга, секций, школ продленного дня,
- устранение тягостного состояния расставания и ожидания встречи,
- исключение возможных расхождений жизненных установок и ценностей,
- налаживание взаимопонимания.
- организация помощи на дому.