Личностно-деятельностный подход в СП.

Личностно-деятельностный подход к обучению разрабатывался как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, его самого как личность.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся -- его мотивы, цели, его психологический склад. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Деятельность определяет то, на что направлена вызвавшая ее потребность, т.е. ее предмет.

14. Междисциплинарный подход в СП.

Междисциплинарный подход. Подход к личности, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут сделать социологи, антропологи, этологи и другие ученые в понимание поведения человека.Разработкой проблемы оказания помощи и поддержки детям занимаются представители различных отраслей научного знания. Междисциплинарный подход позволяет изучить данное явление с философской, социальной, психологической, медицинской и педагогической позиций. Представим различные аспекты изучения комплексной реабилитации людей.

Философия

- понятие «норма» и «патология» в развитии человека;

- отношение общества к различным категориям людей в разные эпохи.

Социология

- социальное положение наиболее уязвимых категорий населения.

Медицина

- симптоматика, диагностика, течение заболевания, клинические формы помощи.

Психология

- методы психологической поддержки.

Педагогика

- цели, задачи, содержание, формы, технологии и методики обучения, воспитания и развития детей;

- анализ уровня учебных и коммуникативных умений, уровня обученности и предметных знаний.

Таким образом, исследование проблемы социальной реабилитации и адаптации детей должно быть основано на междисциплинарном комплексном подходе.

Проблемный подход в СП.

Его возникновение связывают с появлением в 1894 г. опытной школы, основанной на теоретических положениях Дж. Дьюи, в которой учебный план был заменен игровой деятельностью. Возможно, зачатки проблемного подхода стоит искать в известном методе Сократа, который не предлагал учащимся знания в готовом виде, а использовал систему наводящих вопросов для того, чтобы учащиеся сами открывали для себя новое знание. Однако о теоретической разработке проблемного подхода можно говорить, начиная именно с теории Дж. Дьюи. В нашей стране исследованиями в этой области занимались А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и др. Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладении ЗУН и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий) .

Основная цель данного подхода: приобретение ЗУН учащимися, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

Дидактическое содержание при проблемном подходе представляет собой целенаправленно созданную учителем линию проблемных ситуаций, включающих противоречие, требующее разрешения, различные взгляды на один и тот же вопрос, задачи с недостаточными или избыточными данными, вопросы с заведомо допущенными ошибками или др. Результатом решения проблемы являются самостоятельно добытые учащимися субъективно новые знания. Таким образом, деятельность, осуществляемая при решении проблемы, сходна с творческой деятельностью, осуществляемой ученым-исследователем.

Информационный подход в СП.

Информатизация как одна из ведущих тенденций научно-технического прогресса затрагивает многие стороны жизни современного общества. Интенсивно создаются информационная индустрия, информационные технологии. Любая наука рассматривается как один из способов накопления, хранения и переработки информации, ее анализа, выработки норм, правил отбора информации, создания методик и методологии конструирования моделей.С помощью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт предыдущих поколений.На каждого ученика в период его учебы обрушивается помимо всевозможной информации внеучебного характера (радио, телевидение) мощные информационные потоки учебной информации.

В информационном подходе содержание рассматривается как базовый компонент в технологической и педагогической системе.

Все методические разработки направлены на совершенствование способов освоения информационного потока и коммуникативных технологий. Однако отсутствует схема соотношения информации, знания и содержания образования. На первый план выходят не психологические, а логические и мыслительные средства, что явно тормозит распространение подхода в педагогике.Основное содержание информационного подхода в педагогических исследованиях заключается в выделении и изучении именно информационного аспекта учебно-воспитательного процесса.

Наши рекомендации