Социальная и общая педагогика. Их взаимосвязь и различия.
В России социальная педагогика стала развиваться как ответвление педагогической науки.
Педагогика, имея свою ограниченную область исследования и являясь самостоятельной наукой, развивается в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными науками, изучающими человека.
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако имеет и свою специфику.
Педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса. Педагогическая деятельность направлена на всех детей. Объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:
деятельность по профилактике явлений дезадаптации; деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения.
СПД обычно включает две составляющие: работу с ребенком; посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой.
Могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:
• социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях; в детских общественных объединениях и организациях;
в учреждениях творчества и досуга детей; в местах летнего отдыха детей; в конфессиях.
Ситуация такова, что официально должность социального педагога введена не во всех учреждениях, где она нужна.
С другой стороны, разные работники детских учреждений и организаций (учителя, руководители кружков, клубов, вожатые, воспитатели и др.) всегда профессионально социально-педагогические функции. Но социально-педагогические проблемы должны грамотно, профессионально решаться. Вот почему деятельность социального педагога незаменима.
Основные функции СП.
1. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, описывает и объясняет их.
2. Прикладная функция связана с поиском способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации.
3. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
• Познавательная — исследование практики педагогической деятельности социальными педагогами.
• Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.
• Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в личности, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.
• Прогностическая — определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).
• Объяснительная — описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.
• Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).
• Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.
• Коррекционная —деятельность по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.
• Реабилитационная —деятельность по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.
• Мобилизационная —деятельность по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.
• Профилактическая (защитно-профилактическая) —деятельность по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.
• Образовательная — исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.
• Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
Основные принципы СП.
• общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;
• общие принципы общественных (социальных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;
• основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообразность.
Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального.
Принцип природосообразности — (Коменский, Песталоцци) заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.
Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс требует соблюдения определенных условий:
1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;
3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности ребенка;
4 следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.
Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.
Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:
1) разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;
2) полного признания прав ребенка;
3) создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника.
Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс. Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:
1) понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;
2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;
3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.
5. Сущность и содержание понятия социального воспитания.
Социальное воспитание - целенаправленное создание (материальных, духовных, организационных) для развития личности.
Главная цель социального воспитания - формирование человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Функции воспитания следующие:
- создание условий для взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;
- подготовка «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
- обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;
- адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
Система социальных институтов - исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных.
Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.
Осн. соц. институты:
Под институтами воспитания следует понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность. Они явл. одним из главных источников формирования общей к-ры человека. Личность воспитывается через контакты отношений.
Институты:
1)Экономические-потребность в добывании средств существования, служат для производства и распределения товаров и услуг.
2)политичесике - потребность в безовасности и соц.порядке,регулирует осуществление власти и доступ к ней.
3)институт религии-потребность в решении духовных проблем.
4)институт семьи и брака-потребность в воспроизводстве рода,формирование подрастающего человека.
5)институт образования-потребность в передаче знаний подрастающего поколения.
6)институты стратификации-распределение индивидов по определенной шкале статусов(доходы,возраст).
институты меняются.
Институционализация-процесс формирования и укрепления соц.института,определеннойсоц.практики,процесс закрепления статусов,ролей,т.е. процесс образования соц.института.