Индивидуальные различия школьников. Особенности обучения и воспитания одаренных учащихся. Учащиеся с отклонениями в развитии и девиантным поведением. Функции социальной и коррекционной педагогики.
21. Дидактика как научная дисциплина и проблемы ее исследования. Понятие образования как основной категории дидактики. Вклад в развитие дидактики педагогов исторического прошлого и педагогов-новаторов 70-80-х г.г. Новые направления в развитии современного образования.
Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.
Образование – это овладение личностью системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности.
Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Ян Амос Коменский, написавший книгу «Великая дидактика».
Проблемы, разрабатываемые дидактикой:
1. Определяет педагогические основы содержания образования.
2.Исследует сущность, закономерности и принципы обучения.
1. Изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учеников и пути ее активизации.
2. Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения.
3. Разрабатывает и совершенствует формы учебной работы.
Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовавшей теорию и методику обучения. Но в связи с быстрым ростом ее содержания она оказалась не в состоянии разрабатывать все вопросы. Поэтому из нее постепенно стали выделяться частные методики.
К основным категориям и понятиям дидактики относятся:
1. Образование.
2. Содержание образования.
3. Обучение.
4. Знания, умения, навыки.
5. Принципы обучения.
6. Методы обучения.
7. Формы обучения.
8. Технологии обучения.
Основные направления развития современного образования:
- гуманизация;
- гуманитаризация;
- стандартизация;
- фундаментализация;
- многоуровневость;
- компьютеризация;
- индивидуализация;
- непрерывность.
- Указанные направления развития образования заложены в современных концепциях и теориях образования. 1996г. была разработана «Концепция реформирования общеобразовательной школы». В 2002г. – «Концепция воспитания учащейся и студенческой молодежи».
22. Понятие содержания образования. Научные требования к разработке и совершенствованию содержания школьного образования. Перестройка содержания образования в связи с реформой средней общеобразовательной школы в РБ.
Содержание образования –это та система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
В педагогике разработана система научных требований, которые предъявляются к содержанию образования, его совершенствованию и обновлению. На всех ступенях образования его содержание должно:
- обеспечивать осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развитию, техническому обучению, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся; включать в себя цикл естественно-математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов;
- базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социально-экономических изменений в обществе и развития науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотическую направленность;
- строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук;
- раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предметами;
- укреплять связь теории с практикой, с включением учащихся в доступную для них трудовую деятельность;
- соответствовать возрастным возможностям учащихся;
- сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации школьников.
В РБ принят закон об образовании 29 декабря 1991г., затем внесены специальные положения и изменения 19 марта 2002г. В РБ определено 2 вида образования: основное и дополнительное. Основное образование включает в себя следующие уровни:
1. Дошкольное образование (6 ступеней).
2. Общее базовое образование:
- начальное (1-4 класс);
- базовое (10 классов).
3. Общее среднее образование (12 классов).
4. Профессионально-техническое образование (3 ступени).
5. Средне-специальное образование.
6. Высшее образование:
- бакалавр;
- магистр.
7. Послевузовское образование:
- аспирантура;
- доктарантура.
Пути совершенствования среднего школьного образования:
1. Пересмотр объема и содержания изучаемых предметов.
2. Четкое определение основных положений и ведущих идей по каждому учебному предмету.
3. Улучшение технической направленности образования и более качественная профессиональная ориентация.
4. Вооружение учащихся знаниями и умениями пользоваться техников.
5. Обеспечение преемственности обучения в школе с с последующими уровнями образования.
6. Поддержание мирового образовательного стандарта.
7. Непосредственное введение в содержание школьного образования предметов, способствующих развитию творческого мышления, способностей и задатков.
23. Документы, определяющие содержание школьного образования и их современная характеристика. Государственные образовательные стандарты и их роль в обновлении содержания школьного образования.
К этим документам относятся: учебные планы, учебные программы, учебники, а также учебные пособия.
Учебный план – это утверждаемый министерством образования РБ документ, в котором определяется перечень учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе. В современных учебных планах изучаемые в школе предметы подразделяются на 3 группы:
- предметы обязательные;
- предметы, изучаемые по выбору учащихся;
- предметы, которые вводятся советом школы.
Учебная программа – это утверждаемый Министерством образования РБ документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
Существует два принципа построения учебных программ – концентрический и линейный.
При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях учебной работы.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущих классах. Этот способ дает значительную экономию времени, поскольку исключает какое-либо повторение.
В учебных пособиях раскрывается конкретное содержание программного материала по каждому предмету и по каждой теме.
Государственные образовательные стандарты стали вводиться в РБ с 1998г. Стандарты содержат общие требования к уровням образования, к срокам обучения, к типам учреждений образования, к специальностям, к квалификациям, к профессиям и документам об образовании.
Стандарты – это правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования.
Система образовательных стандартов призвана защитить интересы ученика, родителей, студента, преподавателя и государства. Стандарты выступают в роли регуляторов отношений поставщиков и потребителей на рынке образовательных услуг. Стандарты являются основным объектом оценки выпускников независимо от форм получения образования.
24. Сущность процесса обучения, его задачи и основные понятия. Внутренняя структура процесса обучения.
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Сущность процесса обучения - организация учителем и осуществление учащимися познавательной деятельности, в ходе которой и благодаря которой и происходит овладение учащимися изучаемым материалом, их развитие и воспитание.
Важнейшие задачи обучения:
-стимулирование познавательной активности учащихся;
- организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
- развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;
- формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
- выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;
- формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).
Основные понятия обучения:
1. Знание – понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, законы, выводы и т.д.
2. Умение –это владение способами (примерами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
3. Навык– составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
4. Способности– развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обуславливают высокую степень успешности этой деятельности.
В процессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:
- целевой;
- потребностно-мотивационный;
- содержательный;
- операционно-деятельностный;
- эмоционально-волевой;
- контрольно-регулировочный;
- оценочно-результативный.