Педагогика как теоретическая наука и практическая деятельность как искусство. Объект, предмет и основные категории педагогики.
Иногда даже в научной литературе педагогику неправомерно рассматривают как науку и как искусство. Здесь допускается смешение двух аспектов воспитания как педагогического явления – теоретического и практического, которые отнюдь не тождественны.
Теоретический аспект воспитания выступает как предмет научно-педагогического исследования и, естественно, составляет область особой науки. Но, будучи совокупностью теоретических идей по вопросам воспитания, педагогика не может быть искусством. Искусством может быть только практическая воспитательная деятельность, если она достигает высокой степени совершенства. Между этими аспектами воспитания существует органическая взаимосвязь. Чтобы хорошо воспитывать, нужно обстоятельно знать педагогическую теорию. С другой стороны, творческий подход к воспитанию способствует развитию и обогащению теоретических основ воспитания.
Объект педагогики– это те явления действительности, которые обуславливают развитие и воспитание личности.
Предмет педагогики - исследование сущности развития и формирования личности; и разработка на этой основе теоретических и методических основ воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Категории педагогики – это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений педагогической действительности.
Главными категориями педагогики являются:
- воспитание;
- обучение;
- образование;
- методы обучения;
- методы воспитания;
- воспитательная система;
- самовоспитание и др.
Функции педагогики, ее основные задачи и общекультурное значение. Образовательные и воспитательные парадигмы в мировой педагогической практике.
Функции педагогики:
1. Общая теоретическая - состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса.
2. Прогностическая –обоснованное предвидение развития педагогической реальности.
3. Практическая –на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика (новые методы, формы, системы обучения и воспитания).
Постоянными задачами педагогики являются:
- определение закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления;
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм обучения, воспитания и управления;
- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- разработка теоретических и методических основ инновационных процессов обучения и воспитания.
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение:
1. Современному человеку необходимо владеть информацией о технологиях обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом.
2. Для родителей важно иметь целостное представление о формах и видах обучения и воспитания, наличии общеобразовательных и специализированных школ.
Педагогическая парадигма – это совокупность научно-теоретических и методологических установок, принятых научным педагогическим опытом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.
В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы складывались и расширялись на протяжении всей истории. Педагогические парадигмы являются культурным дополнением общества и отражают уровень культуры общества.
Парадигмы бывают:
- знаниевая и культурологическая;
- технократическая и гуманистическая;
- социетарная и человекоориентированная;
- педоцентристская и детоцентристская.
Знаниевая парадигма оформилась в средневековье и реализуется в классно-урочной системе обучения. Ее сущность в том, что учащимся транслируются готовые, завершенные знания, умения и навыки, а ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности («школа памяти»).
Культурологическая парадигма ориентирует образовательный процесс не на овладение системой знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.
Суть технократической парадигмы заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности учащихся. Процесс обучения строился как технологический процесс, где четко определялись цели, критерии и ожидаемые результаты.
Для гуманистической парадигмы характерно, что человек становится высшей ценностью. Она ориентирована на применение мышления человека, руководствуясь принципом «Все для человека, все во имя человека». Она основывается на моральных нормах, предполагающих сопереживание, сотрудничество, оказании помощи и поддержки личности.
В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, и управление системой образования носит сугубо государственный характер.
Человекоориентированная парадигма, в данной парадигме человек является непреходящей ценностью (антропологическая парадигма). Антропология – это наука о происхождении и развитии человека.
Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка. Основная роль здесь отводится педагогу. В данной парадигме методика, творчество педагога является решающим при анализе процессов обучения и воспитания. Однако недостаточно учитываются личностные качества детей и их интеллектуальные способности.
Детоцентристская парадигма ориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуальных и личностных способностей и дарований.