Функции, стадии становления.
Условия воспитания коллективных взаимоотношений
В дошкольном возрасте.
В 20-е годы "воспитание личности в коллективе и через коллектив'" стало одним из ведущих принципов организации педагогического процесса в отечественной системе образования. разработке теории и методики воспитания в коллективе. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и другие. Теория коллективного воспитания, разработанная отечественными педагогами, стала выдающимся достижением мировой педагогической мысли. детский коллектив – важное средство воспитания. По отношению к детям коллектив сверстников – это среда обитания, их личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.
этапов становления коллектива (Макаренко)
1 сплочения. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога. От педагога требуется умелое предъявление требований к детям. Первая стадия считается завершенной, когда в группе выделился и заработал актив.
2 усиливается влияние актива. коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания личности. От педагога требуется организация увлекательных перспектив в различных видах деятельности.
3 высокие требования предъявляются к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует об устойчивости взглядов, суждений, привычек. На данной стадии педагог должен способствовать формированию здорового общественного мнения.
Развитие коллектива связано с преодолением противоречий. Создание традиций помогает вырабатывать общие нормы, развивает коллективные переживания. По мнению Е.О. Смирновой, характеристика общения сверстников
1 чрезвычайной эмоциональной насыщенности.
2 Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность.
3 Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными.
Е.О. Смирнова выделяет три основных этапа. В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. На пятом году жизни однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра.
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас.. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Понятие дружбы
Условием формирования коллективных отношений среди детей 3-4 лет является создание в группе атмосферы доброжелательности и внимания друг к другу. Для этого педагог вовлекает детей в ситуации, требующие проявления заботы (помочь в одевании), сочувствия (помочь упавшему товарищу), внимания.
Основой жизни детей среднего дошкольного возраста также должна стать разнообразная содержательная коллективная деятельность, в которой дети практически учатся договариваться, согласовывать свои действия, добиваться общего результата.
Важным средством воспитания у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости А.Д.Кошелева называет решение социально-нравственных (смысловых) задач. Это ситуации проблемного типа, которые не имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребенка сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку. В работе Л.П. Стрелковой доказана эффективность использования художественной литературы в целях развития социального опыта детей и в том числе в формировании доброжелательных отношений к сверстникам. Для этого исследователь считает необходимым:
- научить детей видеть эмоциональное состояние
- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути;
- обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях,