Критерии педагогического творчества.
Критерии педагогического творчества.
1. Наличие глубоких и все сторонних знаний и их критическая переработка и осмысление.
2. Умение перевести теорию и методические положения в педагог. Деятел-ть.
3. Способ-ть к самосовершенствованию и самообразованию (улавливание всего нового).
4. Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности.
5. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях.
6. Способ-ть к рефлексивной оценке собственной деят-ти и её результатов.
7. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
8. Способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции.
9. Умение видеть веер вариантов.
Специфические особенности педагогической деятельности.
1. Цель деятельности, определяется обществом. 2. ПД – это методичность и мета деятельность. 3. ПД – всегда управленческая. | 4. Объект деятельности – человек. 5. Конечного результата ПД обычно не виден. |
13.Многоуровневая система в педагог-м образовании.С 1917-91 Советский период.
I.– концепция: в настоящее время в РФ существует 2 концепции профессиональной пед. подготовки. Советская – пед-г уч-ся 5 лет и выходит из ВУЗа спец-м, либо уч-ся 3-4 года и выходит спец-м из среднего учреждения.
II.– конц-я: педагог учится в системе 2-х уровн. образов-я: 1.- бакалавр, 2.- магистр.
Бакалавр – имеет право работать во всех образов-х учрежд-х РФ и заниматься всеми вопрос. восп-я обучения.
Магистр – может осущ-ть те же F, что и бакалавр, при этом в его F входит научно – исслед. работа и руководящая работа в ОУ.
Сферы творческой деятельности педагога.
1. Методическое творчество.
2. Коммуникативное твор-во, если пед-г умеет общ-ся с детьми, это оч. хор.
3. Творческое воспитание, когда педагог работает над собой творчески.
Условия, стимулирующие творческий педагогический поиск.
1. Демократизация и гуманизация системы образования.
2. Альтернативность, вариативность и разумная свобода в ПД.
3. Создание определенного микроклимата в педагогическом коллективе.
4. Определение наиболее актуальных и перспективных направлений педагогического творческого поиска.
5. Оказание необходимой научной методической помощи.
6. Самообразование.
7. Материально-техническое оснащение учебных заведений.
8. Формирование у каждого педагога потребность к самоанализу.
9. Анализ, оценка и широкое, добровольное распространение на практич-й результат творч-го поиска учителей.
10.Педагогическое мастерство.Педагог должен владеть пед. технологией и техникой.
Для этого должны быть созданы следующие условия:
1. владеть современными образовательными и воспитательными технологиями.
2. владеть ТСО и информационными технологиями обучения и воспитания.
3. умение общаться и владеть речью.
4. умение управлять своим поведением и своими реакциями.
Компоненты профессионально-педагогической культуры учителя.
Аксиологический – философское учение о ценностях. Личностно - творческий (проф.-творческий) представление педагога о профессии, как о творческом акте и развитии творческого потенциала.
Технологический компонент, включающий в себя способы и приемы, которыми действуют педагог.
12.Характеристика системы профессионального педагогического образования в России. Можно выделить, следующие уровни проф.подготовки педагога существующие в настоящие время в РФ. Уровни профессиональной ориентации: педагогические классы школ, СПО (пед.колледж), ВПО (ВУЗ), подготовка научно – пед.кадров для ВПО (аспирантура, докторантура).
Философские основы педагогики.
Философия позволяет определить основные подходы к воспитанию ребенка.
Педагогика связанна с тремя основными философскими учениями: антология – учение о бытие, гносеология – учение о познании, аксиология – учение о ценностях.
Функции, выполняемые педагогикой.
1. Научно - теоретическая – познание сущности теоретических явлений и процесса, раскрытие закономерностей структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов.
2. Конструктивно - техническая – планирование, методика реализации и организации педагогического процесса.
3. Прогностическая - выявление тенденций развитий педагогических проблем и явлений, выявление перспективы развития образовательных учреждений разного типа.
Этапы развития педагогики.
1. Народная педагогика – традиции, пословицы, поговорки, обряды, песни, мифы, сказания, придания.
2. Пед.идеи в русле философ-х произв-х и учен-х (Пифагор, Аристотель, Сократ, Сенека, Конфуций, Авиценна).
3. Педагогические взгляды и теории в рамках философско – педагогических литературных произведениях. (Рабле, Кампанелла, Декарт, Руссо, Локк, Толстой).
4. Развитие педагогики, как самостоятельной научной дисциплины. Этапы развития связанны с работами Коменского. (Песталоцци, Дистервег, Ушинский, Каптеров, Макаренко, Блонский, Шацкий, Сухомлинский)
24.Связь педагогики с другими науками.Педагогика связанна с физиологией, психологией, философией, а так же с информатикой, экономией, социологией. Физиология обеспечивает согласование пед. процесса с природой ребенка и базируется на физиологических учениях Павлова и Сеченова. Психология позволяет изучить ребенка и помогает создать психолого-педагогические условия обучения и воспитания. Философия позволяет определить основн. подходы к воспитанию ребенка.
Педаг-ка связанна с 3 основными философскими учениями:
антология – учение о бытие,гносеология– учение о познании, аксиология – учение о ценностях.
23.Основные вопросы педагогики.
1.Для чего необходимы воспитание и обучения, какие цели задачи решает?
2.Кто и ради кого осуществляет воспитание и обучение?
3.Чему учить и какие ценности передавать в целостном пед.процессе?
4.Где учить и воспит-ть, и какие должны быть существующие в стране педсистемы и образовательные модели?
5.Как учить?- методы, средства, формы обучения, и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке.
6.Кому и как управлять системой образования?
26.Типы образования.
Мифологическое - др.общество.
Сколостическое – главное культура текстов и словесное знание. Тренировка памяти и воли овладение грамотой и риторикой. Освоение учения о смысле человеческой жизни.
Просветительское – образование связанно с верой в абсолютные возможности науки, и с верой в свободу воли человека и развитием его возможностей. (Вольтер, Руссо, Дедро)
27.Модели образования.Условно можно выделить 2-е модели
1. Государственный ведомственный орган системы образования – образование организуется и контролируется государством.
2. Не институциональная модель. Организация образования вне социальных институтов на природе, в интернете.
Структура педагогики.
1. Педагогические теории – в них закладываются основные положения обучения и воспитания. Педагогические теории согласуются и рассогласуются между собой.
Например: есть теории, которые говорят, что в развитии человека преобладает биологический фактор, есть теории, кот-е говорят, что в развитии человека преобладает социальный фактор и есть теории, кот-е отводят ключевое место и биологическим и социальным факторам. Примером педтеории является дидактика Коменского «Теория обучения»
2. Педагогическая система – в каждом образовательном учреждении существует своя педсистема, которая разработана в зависимости от возраста детей и цели их воспитания. В педсистеме обязательно должны быть субъекты и объекты взаимодействия, а так же цель деятельности, средства, методы и приемы методов воспитания. Существуют так же авторские педсистемы.
3. Педагогические технологии – это реализация на практике педтеорий и педсистем. Пед.технологии всегда заключают пошаговое, по этапное выполнение в процессе обучения и воспитания.
Принципы обучения.
1. Правильное воспит-е должно сообразовываться с природой – природосообразность.
2. Последовательность преподавания предмета.
3. Наглядность – обучение начинается с вещей, явлений, предметов (золот. правило)
4. Системность обучения – не делать скачков в обучении.
5. Сознательность обучения – не предлагать для памяти, того что не понятно.
6. Посильность – учитывать возможности учащихся.
7. Прочность обучения – не спешить, а медленно идти вперед.
Критерии педагогического творчества.
1. Наличие глубоких и все сторонних знаний и их критическая переработка и осмысление.
2. Умение перевести теорию и методические положения в педагог. Деятел-ть.
3. Способ-ть к самосовершенствованию и самообразованию (улавливание всего нового).
4. Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности.
5. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях.
6. Способ-ть к рефлексивной оценке собственной деят-ти и её результатов.
7. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
8. Способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции.
9. Умение видеть веер вариантов.