Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской и советской педагогике (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
Формирование педагогического мастерство основывается прежде всего на концепции известных педагогов прошлого: Ушинский, Макаренко, Сухомлинский.
Проблема педагогического мастерства учителя занимает значительное место в творчестве выдающегося педагога ХХ века А. Макаренко. Он создал систему и разработал принципы организации творческого педагогического коллектива. Важнейшими составляющими профессионального мастерства считал педагогический такт, профессиональные знания, передовой педагогический опыт, гуманное отношение к ребенку.
Великий гуманист ХХ века В. Сухомлинский убедительно доказывал, что сущность педагогического мастерства заключается в умении влиять на сознание и чувства детей, глубоко проникать в духовных мир каждого воспитанника, используя наиболее эффективные методы и приёмы обучения.
К.Д.Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений. К.Д.Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер". [29, с.152]
К.Д.Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", - заявлял он. [29, с.152]
Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить. "Для народного учителя, писал Ушинский, необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора". [29, с.153]
В 1961 году Ушинский пишет большую работу "Проект учительской семинарии", в которой излагает систему подготовки учителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальными и в наше время. По этому проекту учительские семинарии следует открывать не в крупных центрах, а в небольших городах и даже селах, с тем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях. К.Д. Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения.
К.Д.Ушинский считал, что идеальный учитель должен быть близок к интересам народа; уметь воспитывать ученика своим предметом; иметь глубокие знания в области психологии, знание духовной стороны человека; учитель должен знать цель своей деятельности и призвания; постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться.
По мнению К.Д.Ушинского, ХIХ в. - это век демократии, "учитель - это человек, который несет свет и просвещение". [29, с.154] Процессы обучения и воспитания должны базироваться на народных корнях. Учитель сохраняет основные идеи народности, национальности, он должен знать не только свой предмет, но и логику, психологию, философию, то есть то, что позволит ему сделать свой труд эффективнее.
В педагогике наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие "педагогическое мастерство". Рассматривая педагогическое мастерство как особое состояние человека, достигшего высокого искусства в педагогическом деле, необходимо учитывать, что это состояние имеет как деятельностное, так и личностное измерение.
Высказывания по вопросам педагогического мастерства имеются и у А.С. Макаренко. По его утверждению, мастерство - это: "действительное знание воспитательного процесса, наличие воспитательных умений". Здесь е он констатирует: "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации".[21, с.242] Далее у него встречается ряд положений, уточняющих определение приведенного выше понятия мастерства: "…искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота…, как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как улыбнуться, посмотреть - в этом есть и должно быть большое мастерство. …Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно".[21, с.242]
Необходимая в деятельности учителя культура речи - это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А. С. Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет"[21, с.242] А.С.Макаренко говорил о том, что надо уметь обратиться к детям так, чтобы они почувствовали "вашу волю, вашу педагогическую культуру". [21, с.243]
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость владения словом: "Я убежден, - писал он, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться"
Мущественный вклад в рзвитие концепции профессии учителя внёс Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя - 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) - педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
В.А.Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд.
В.А.Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
В.А.Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм".
В целостном виде взгляды В.А.Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей В.А.Сухомлинского, педагогический музей В.А.Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Василий Александрович Сухомлинский возглавлял среднею школу и всю свою профессиональную жизнь провел в сельской школе. По его мнению, школа в сельской местности - это своеобразный очаг культуры, куда ходят не только дети за знаниями, но и взрослые. Взаимодействие школы - общества - семьи. Учитель должен знать семью каждого ребенка. Учитель должен вести себя по подобию священника.
В.А. Сухомлинский (1981) не дает четко выраженного определения этого понятия, однако, у него имеются следующие высказывания в отношении личности педагога, которая должна восхищать, привлекать и одухотворять воспитанников. Он пишет: "Гармоничное единство идеалов, принципов, убеждений, взглядов, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках педагога - вот что является тем огоньком, который притягивает юные души, становится для юношества путевой звездой. При этом очень важно, чтобы это единство выступало как органическая потребность воспитателя, как закон его жизни, без которого он не мыслит, не представляет себе личного счастья, полноты своей духовной жизни".[10, с.155]
В. Сухомлинский считал, что идеальный учитель должен быть:
) духовно богатым;
) щедрым;
) порядочным;
) трудолюбивым;
) должен любить и уважать ребенка;
) учитель обязан быть эрудитом;
) учитель - скромный человек;
) человечным;
) учитель должен опережать своё время.[10, с.155]
Выдающимся павлышским учителем В. А. Сухомлинским были заложены основы новой парадигмы гуманистической педагогики, который считал человековедение главным школьным предметом. Создавая и реализуя личностно-направленную педагогику, наивысшей ценностью которой выступает человек, В. А. Сухомлинский существенным образом углубил подходы к пониманию особенностей педагогической профессии, значение в ней мастерства, творчества, культуры, профессионализма.
"Работа педагога - это, прежде всего напряженная работа сердца... и творчество ума..., нет в мире более тяжелой, приятнейшей для сердца работы..." - писал он. Учителя, по мысли В. А. Сухомлинского, - это "творцы человеческих душ", "сеяльщики истинно человеческого", "светочи интеллектуального жизни школьников", которые должны быть "образцом людской совершенства". Поэтому предпосылкой успеха в педагогической профессии он считал "талант любви к человеку и безграничную любовь к своей работе и, прежде всего к детям...".[10, с.156]
В роботах выдающегося педагога раскрывается идеальная модель хорошего учителя высокого уровня педагогической культуры, которому присущий гуманизм, духовность, гражданственность, общая культура, интеллект, качества исследователя, творческий подход к делу, способность к самосовершенствованию, и подается всесторонняя характеристика составляющих педагогической культуры, показывается их переплетение и взаимосвязь.
По мысли современных исследователей, проблемы педагогического мастерства в творчестве В. А. Сухомлинского рассматриваются как единство личностных качеств педагога, его образованности и владение педагогической техникой, а структура обогащается такими компонентами, как педагогический оптимизм, характер духовного общения, широта эмоционального диапазона учителя, иные. Главный критерий оценки культуры работы учителя большой педагог видит в умении пробудить в детях интеллектуальные чувства, радость познания и определяет ряд условий для них развития.
Довольно четкую позицию занимает В. А. Сухомлинский в вопросе о функциях воспитания и преподавание в педагогической деятельности. Различая специфику мастерства обучения и воспитание, он считает недопустимой популярную мысль, которая "учить - одно, а воспитывать - что-то другое". Искусство воспитания, по В. А. Сухомлинскому, является основой мастерства обучения, и каждый учитель обязан быть, прежде всего, воспитателем, в процессе обучения направлять развитие личности учеников, управлять их психикой, иметь глубокое психологическое влияние педагогической культуры.[10, с.157]
Таким образом, сущность педагогического мастерства корифеи советской педагогики усматривали в знаниях и широком перечне поведенческих умений. Идеальный учитель должен быть духовно богатым, щедрым, порядочным, трудолюбивым человечным, должен любить и уважать ребенка. Учитель - это непременно скромный человек, который в своих воззрениях должен опережать своё время и обязан быть эрудитом.