Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
Педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5-7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.
В дошедших до нас поучениях детям подчеркнута важность и необходимость книжного образования: «Читай много и узнаешь много».
Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.
Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5—7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты.
Особых перемен в методах обучения счету, по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки.
В программу школ грамоты входило также церковное пение. Нерадивых школяров наказывали розгами.
Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Обучались дети с 10-12-летнего до 16—17-летнего возраста.
6. Воспитание и сист. образования в Западной Европе в период средневековья 5-13 вв.
В 476г. под натиском германских племен пала Римская (западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в 17в. Универсальной педагогической идеей и практикой в Средневековье является ученичество.
В практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Так, в Галлии, король остготов Теодорих (454-526) настоял на физическом образовании мальчиков в школе, обучению их военному делу.
Дом - семейное воспитание лучше всего сохраняло варварские традиции, которыми довольствовалось абсолютное большинство Европы. При этом оно имело свои сословные черты и особенности. Оно представлялось в виде ученичества и рыцарского воспитания.
Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату 1-2х учеников, которые становились его работниками. Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и личностную свободу. В феод, сфере было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Прежде всего, юноши обучались военному искусству. Педагогами обычно служила придворная челядь. Приглашались для обучения поэты и музыканты. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом силы, нравственности. К «началам любви» относились вежливость, великодушие, благородные манеры, речь, умение слагать стихи. «Началами войны» назывались воинские проф. умения. В 21 год происходило посвящение юноши в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в поединках, турнирах, пирах и др.
После распада Римской империи в школьном деле поначалу сущ. традиционные и сравнительно новые формы. К 1ым относились школы грамматиков и риторов, ко 2ым - церковные школы, обучение феодальной знати. Школы грамматиков и риторов поддерживались королем, поэтому исчезли они не сразу. Однако к 7в. античные школы полностью исчезли. Причины: постоянные воины, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных уч. заведений, но главное - потому, что распалось античное общество, которое обслуживали эти школы средневековой Европы. Школы открывались при монастырях, епископских резиденциях и приходских церквях. Они были 2х категорий, внутренние - для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи, и внешние - для мирян. В школах, особенно соборных, учились дети дворян и реже именитых горожан. Приходские школы первоначально предназначались для детей священников, но когда в 11 в. был установлен целибат, эти школы становятся демократичными.
В 10-11вв. в связи с ростом городов возникает новое сословие - горожане, а вместе с ними и городские школы (магистратские, цеховые). Обучение велось на родном языке и носило прикладной характер.
Основное содержание образования в средние века составляли так называемые семь свободных искусств, делящиеся на два цикла - тривиум (грам., риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Венцом наук считалось богословие, поэтому все названные предметы носили религиозно-мистический характер. Во 2ой половине эпохи средневековья в результате расширения торговых связей, выросла потребность в повышении образования. Первый университет - юридическая школа в Болонье (Италия) -1088г, затем - в Падуе, также Сорбонна в Париже (1200). Его устав лег в основу Оксфордского(1206) и Кембриджского(1231) ун-тов в Англии, Неаполитанского в Италии, Лиссабонского в Португалии. Университеты имели 4 факультета: подготовительный, или артистический, где давались и закреплялись знания по семи свободным искусствам в течение 6-7 лет, юридический, медицинский и богословский со сроком обучения 5-6 лет. Проучившись 2 года, студент имел право сдавать экзамен на бакалавра иск-в. Летом занимались по 10 часов с перерывом на два часа, зимой- 8 часов с перерывом на час. Длительность каждого занятия = астрономическому часу. Основная нагрузка ложилась на память. Заучить - вот основная задача средневекового студента. Диктовать разрешалось только на праздники, чтобы «и студенческой памяти дать передышку». Для того чтобы наилучшим образом организовать запоминание, на протяжении определенного времени изучали только один предмет или родственные ему. Для лучшего запоминания правил, их часто рифмовали. После каждой лекции усвоение ее проверялось в процессе собеседований (коллоквиумов). Каждую субботу устраивались диспуты: в большом зале собирались студенты и преподаватели всего факультета. После того как один из магистров выдвигал какую-нибудь мысль, выступали другие преподаватели, опровергая его положение и выдвигая свое. Выступали также студенты-бакалавры под руководством преподавателей Т.о., каждый предмет усваивался тремя способами: лекции, коллоквиумы, диспуты.
Церковь смотрела на универ как на своего рода монастырь, стараясь держать в поле зрения каждый шаг студента. Универ-ты имели относительно демократичную организацию: в выборе ректора участвовали и профессоры, и студенты, он периодически публично отчитывался о работе, учитывались отзывы студентов.
1450г. В Германии Гуттенберг изобрел книгопечатание. Это оказало влияние не только на распространение университетского образования, но и на весь ход развития цивилизации в Европе