Детское движение и детско-юношеские объединения как фактор социализации обучающихся.
Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. В самом общем виде детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка. В основе целей детских и молодежных организаций с гуманистическим характером деятельности лежат общечеловеческие, национальные, гражданские ценности. Так, в Уставе БРСМ записано, что целью этого общественного объединения является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа. Функции детских, молодежных организаций и объединений:
1. Развивающая — обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели; 2. Ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни; 3. Компенсаторная — создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия. Наряду с самой массовой общественной организацией — БРСМ — в Республике Беларусь действует: Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО). Согласно Уставу Белорусская республиканская пионерская организация — это добровольное общественное объединение детей, подростков и взрослых, ориентированное на общечеловеческие ценности, представляющее и защищающее интересы и права своих членов. Цель данной организации — помочь каждому пионеру стать гражданином, своими поступками приносить пользу себе и своей Родине, то есть содействовать социализации личности ребенка. В соответствии с целью БРПО решает следующие задачи: формирование мотивов социальной (общественно значимой) деятельности; формирование социальных умений; создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала; стимулирование самопознания и самовоспитания членов организации. В основу деятельности БРПО положены следующие принципы: 1. принцип социально значимой деятельности через реализацию способностей ребенка на пользу себе, семье, другим людям; 2. принцип добровольности при вступлении, выборе вида деятельности, выхода из организации; 3. принцип коллективизма, понимаемого как взаимодействие, сотрудничество в организации детей, подростков и взрослых. Эти принципы оформлены в виде законов для детей и подростков, предписывающих беречь свое доброе имя и достоинство организации; заботиться о тех, кто нуждается в помощи; уважать труд; быть верным дружбе; уважать мнение своих товарищей; держать свое слово; быть хозяином своей организации.
65. Сущность и структура педагогического менеджмента в учреждениях общего среднего образования.
Деятельность менеджера строится на подлинном уважении и доверии к своим сотрудникам, создании для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет систему внутришкольного управления. На этой основе возникла теория вдохновляющего управления образовательным процессом. Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с управленческой деятельностью человека в области воспитания и обучения, которая предполагает научно организованное взаимодействие со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых. Поэтому менеджмент в сфере образования может осуществляться на уровне деятельности педагогического коллектива и на уровне деятельности учащихся. На современном этапе высшей ценностью педагогического процесса признается развитие личности ученика через творчество каждого педагога.С точки зрения педагогического менеджмента и путей достижения образовательных целей, реализация основных функций современной школы. Чаще всего выделяют четыре группы методов управления школой (В.П. Симонов):а) методы экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда, наличием категорий, званий, персональных надбавок;б) организационно-распорядительные методы (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы, требования, контроль);в) методы психолого-педагогического воздействия (убеждение, советы, просьбы, пожелания, благодарности, личный пример руководителя); г) методы общественного воздействия, реализуемые через во-влечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением. Система и их количество постоянно развиваются и уточняются. Заинтересованному в успехах школы руководителю важно владеть и комплексно использовать все принципы и методы управления с учетом реальных условий функционирования общеобразовательного учреждения. Только в этом случае школьное управление будет профессиональным и наиболее эффективным.