Важнейшие факторы развития и саморазвития личности обучающегося.
Человек развивается и формируется как личность под влиянием следующих факторов: наследственности (биологический фактор); среды; воспитания (социальные факторы) собственной деятельности человека.Наследственность – совокупность природных свойств организма, переходящих от поколения к поколению, воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность – свойства организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом ряду поколений. Роль наследственности в социальном формировании человека проявляется в следующих аспектах:1) По наследству в соответствии со своей биологической природой человек обладает способностью к социальному развитию – прямо хождению, к овладению речью, развитию мышления, самосознания, творчеству, труду и т.д. 2) Носителями наследственности являются гены, от родителей к детям как результат реализации их генетической программы, отражающей то или иное сочетание генов родителей, передаются: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз, тип кожи и т.д. 3)К наследственным относятся особенности нервной системы человека, обуславливающие характер, протекания психических процессов; 4) детям по наследству передаются предрасположенности к той или иной деятельности. В общем и целом следует отметить, что наследственность человека выступает как потенциальная предпосылка последующего его социального развития.Окружающая среда – это природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Частью окружающей среды являются: среда географическая − определенный территориальный ландшафт, климат, животный и растительный мир, природные условия, экологические условия; среда социальная − окружающая человека общественные материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Целостное влияние среды выражается в том, что: среда является источником и главным условием социализации растущей личности (приобщение ребенка к нормам и требованиям социальной жизни); влияние среды определяется отношением человека, зависит от его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей; среда является стихийным, непреднамеренным фактором формирования личности, поскольку может оказать на нее как позитивное, так и негативное влияние
Воспитание принято считать определяющим фактором формирования личности, т.к. оно корректирует и направляет влияние всех других факторов и является главным средством, обеспечивающим полноценное личностное развитие и формирование человека. Воспитание: использует положительные средовые влияния и соответственно организует жизнедеятельность ребенка; нейтрализует и преобразует негативные средовые влияния; выявляет склонности и задатки растущей личности и обеспечивает их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека; влияет на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным условиям жизнедеятельности.Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется ещё одним важнейшим фактором − деятельностью личности. К.Д.Ушинский высказал мнение о том, что человек сам принимает участие в формировании своего характера, своей личности; участвуя в различных видах деятельности человека преобразует окружающую действительность и самого себя. Для педагогической практики это положение имеет чрезвычайно важное значение: если педагог хочет обучить или воспитать ребенка, он должен привлечь его к соответствующей учебной, трудовой, художественно-эстетической и т.д. деятельности. Процесс развития личности по существу является процессом саморазвития.
Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития. Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя.
14. Воспитание и обучение как целостный педагогический процесс, его научная трактовка и направленность на овладение обучающими социальным опытом.
Под воспитанием в широком социальном смысле понимают процесс передачи культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду. Чтобы достичь намеченной цели воспитание должно быть организованно, ему нужно придать форму управляемого процесса, в котором надлежащим образом будет соединено взаимодействие педагогов и учащихся, будут получены определенные результаты. Такой процесс называется педагогическим.Следовательно, воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс.Человеческая действительность есть ни что иное, как созданный трудом и творческими усилиями людей общественный опыт (ОО), включающий 4 основных компонента: знания, идеи; практические умения и навыки; способы творческой деятельности; социальные и духовные отношения.
Поскольку общественный опыт создается умственными, трудовыми, творческими усилиями людей каждый из его компонентов представляет собой результат соответствующего вида деятельности:Знания – это результат познавательной, умственной деятельности людей.Умения и навыки – это результат практической деятельности людей.Способы творческой деятельности – это результат художественной, музыкальной и др. деятельности.Социальные и духовные отношения – это результат познавательной деятельности и межличностного общения.
Важнейшая задача педагога – стимулирование активности растущей личности в организуемой деятельности с помощью целой системы педагогических методов и приемов.
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемы педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности растущей личности по овладению ОО: знаниями, идеями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности и социальными и духовными отношениями
Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом: Под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи; Воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств.
Общность процессов обучения и воспитания: взаимовлияние и обратимость процессов обучения и воспитания, так как процесс обучения является воспитательной функцией, в то же самое время нельзя представить воспитательный процесс не занимаясь обучением учащихся;Обоюдное влияние на сознание , поведение, эмоции личности
Отличительные особенности процессов обучения и воспитания: Содержание обучения - это прежде всего научные представления и знания об окружающей действительности, а в воспитании на первое место входят такие понятия , как нормы , правила и идеалы;В обучении применяется только основная конкретно и строго определенная классно-урочная система проведения занятий, воспитание –это процесс применения и чередования достаточно свободных форм различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность.