Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие пед. наук и практики.
Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие пед. наук и практики.
Категории:
1) Воспитание
2) Обучении
3) Образование
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком смысле воспитание – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него опред. качеств личности, ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс .В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Образование – процесс и результат овладевания обучающимися системой знаний, умений и навыков, развивающими его познават. умений и формирование мировоззрения.
Образование( закон РФ) – процесс обучения и воспитания обучающегося, происходящий в интересах человека, общества и государства.
Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура учителя.
Методология – учение о принципах и способах организации научно-познавательной деятельности.
Методология педагогики – учение о сущности пед. теории, значения способов добывания нового общественно-значимого пед. знания и владения способами получения этого знания.
Уровни методологии: !
1) Философский
2) Общественной методологии
3) Конкретно-научной методологии
4) Методика и тех. выполнение
Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся( Скаткин, Лейнер), классификация Бабанского. Условия выбора и применения учителем методов обучения.
Метод обучении – способ взаимосвязи д-ти учителя и учащихся, направленный на формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, развивающих их познавательную способность и формирование научного мировоззрения.
Прием обучения – составная часть или элемент метода обучения.
Ср-ва обучения – материальный или идеальный объект, с помощью которого реализуется метод обучения и решаются конкретные образовательные задачи.
классификация методов обучения
автор | основание | Группы метод. Обуч. |
Источники получения знаний | 1)словесный(лекция,рассказ, объяснение, беседа и тд), 2) наглядный(иллюстрации,демонстрации), 3) практический (решение задач, уравнений, практич. Работы) | |
Лернер, Скаткин | Характер познавательной деятельности | 1)Объяснительно-иллюстрационный, 2) Репродуктивный, 3) изложение проблем, 4) исследовательский метод. |
Бабанский | универсальная | 1)метод организации учебно-познавательной д-ти школьников (вышеперечисленные) 2) метод контроля и самоконтроля в обучении 3) метод мотивации долга и ответственности в обучении |
Условия выбора методов:
1)Цели и задачи обучения
2) содержание образовательного процесса
3) Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников
4) временные ресурсы
5) метериальн-технич. Возможности школы
6)от личных и профессиональных качеств, способностей учителя
8. понятие организации форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстрационного и проблемного обучения.
Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания. Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителей и учащихся, осуществляемой в установленной порядке и определенном режиме.
Выполняет след. Функции:
1)Обучающе-образовательную
2) воспитательную
3)организационную
4) психологическую
5) развивающую
6)комбинированную или координационную
7) стимулирующую
Все формы организации можно разделить на общие и частные.
К 1 относятся:
1)Индивидуальная форма (предполагает индивидуальное выполнение опред. заданий при непосредственном или опосредованном участии учителя
2)групповая (общение учителя осуществляется с группой уч-ся, которые взаимодействуют между собой и с учителем при решении конкретных образовательных задач)
3)Коллективная (обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся ). Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.
4) Фронтальная (предполагает одновременное обучение группы уч-ся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя
9.классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности решения задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования.
Типы уроков выделяют по ведущей дидактической задаче:
1)урок овладения уч-ся новыми знаниями
2)урок формирования и совершенствования умений и навыков
3)урок обобщения и систематизации знаний
4)урок повторения, закрепления, комплексного применения знаний, умений и навыков
5) контрольно-проверочный тип урока
6) комбинированный тип урока
Структура комбинир. Типа урока:
1)организационный момент
2) проверка ранее изученного материала
3) изучение нового материала
4)закрепление полученных знаний
5)подведение итогов
6) анализ домашнего задания.
Доп. Формы организации обучения:
КОНФЕРЕНЦИЯ - (ср.-век. лат. conferentia, от лат. confero - собираю в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.
Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Экскурсия — (от лат. excursio — вылазка) коллективное или индивидуальное организованное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными, культурно-просветительскими и иными целями.
Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.
Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс
К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:
Кружки, секции, олимпиады и тд.
10.дополнительное образование в системе учеб.-воспит. Работы современной школы. Внешкольное доп. Образование. Стимулирование познавательных интересов школьников .
Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.
Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс
К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:
Кружки, секции, олимпиады и тд.
12. индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования. Концепция профильного обучения в отечественной школе.
Индивидуализация процесса обучения – это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей уч-ся.
Дифференциация обучения – форма организации учебной д-ти, учитывающая склонности интересы, способности группы учащихся.
Отличным признаком дифференцировки считается группировка учащихся на основаниях каких-либо особенностей для обучения.
Дифференцировку различают внешнюю и внутреннюю: внешняя (типология школ, классов); внутренняя (разбивка учащихся внутри класса на группы)
Процесс обучения можно индивидуализировать по след. Направлениям:
1)по содержанию
2)по формам, методам орг. Д-ти уч-ся к применяемым технологиям.
3) по темпу
4)по индивид. Стилю д-ти уч-ся.
В этом случае можно выделить2 вида обогащающего содержания:
1)горизонтальная (знания расширяются посредством изучения доп. Литр-ры, ведения доп. Предметов)
2) вертикальная (знания углубляются посредством выполнения более сложных заданий.
В практике образования чаще всего реализуется индивидуально-дифференцированный подход, что лежит в основе профессионального обучения.
П.О. – средство дифференцировки и индивидуализации обучения, позволяющая за счет изменения в стр-ре содержания и орг-ии образовательного процесса более полно учитывающего интересы, склонности и способности уч-ся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствие с их профессиональными интересами и намерениями
Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания (методы формирования сознания, организации д-ти и обогащения опыта поведения; коррекции и стимулирования поведения) условия выбора и применения педагогом методов.
Ср-во воспитания – объект материальной и дух. Культуры, служащие процессу развития и форм-ия личности, посредники между педагогом и воспитанниками.
Форма воспит. – внешнее выражение процесса воспитания.
Метод воспитания – упорядоченный способ взаимосвязи д-ти педагога и воспитанника.
Критерии отличия форм: 1) количественны охват учащихся; 2) степень их руководства воспитательным процессом.
Методы воспитания:
1)Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.
2)Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
3)Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.
Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых: 1)цель и задачи воспитания содержание воспитания 2)возрастные особенности воспитанников 3) индивидуальные особенности воспитанников уровень 4) сформированности ученического коллектива 5)взаимоотношения между педагогом и воспитанниками 6) используемые средства воспитания 7) уровень владения педагогом тем или иным методом
23. понятие о коллективе. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура, этапы, и пед. условия становления коллектива.
Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Этапы становления:
первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива.
25. функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. Планирование и организация ее работы. Работа с семьей как с субъектом социального воспитания: цели, содержание, формы взаимодействия школьного и семейного воспитания.
Кл. р-ль – пед. работник, в чьи должностные обязанности входит создание благоприятных условий д/индивидуального развития и формирования личности уч-ся; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в классе; внесения при необходимости корректив в системы воспитания уч-ся, помощь в решении проблем, возникающих у учащихся при общении между собой, с родителями, учителями.
Цель д-ти: создание усл. д/саморазвития и самореализации личности, обучение его успешной социализации в обществе.
Задачи: 1) форм-ие и развитие коллектива класса; 2)создание благоприятных, псих.-пед. условий д/развития личности, саморазвития каждогообуч-ся, сохранение неповторимости, раскрытия его потенц. Способностей. 3) форм-ие ЗОЖ; 4) орг-ия системы отношений через разнообразные формы воспитания, д-ть коллектива класса; 5) защита прав и интересов обуч-ся; 6) орг-ия системной работы с об-ся класса; 7) гуманизация отношений между обуч-ся и пед. работниками. 8) форм-ие у обуч-ся нравственных смыслов и духовных ориентиров. 9) орг-ия соц. Значимой творческой д-ти обуч-ся 10) создание условий, благоприятных для проф. Ориентации обуч-ся.
Функции кл.р-ля:
1.Организационно-координационная:
1)обеспечение связи ОУ с семьей; 2)установление контактов с родителями, иными законными представителями, оказ. Помощи в воспит. Детей; 3)проведение консультаций, бесед с родителями; 4)взаимодействие с пед.работниками, а так же др. персоналом ОУ; 5) орг-ия в классе образоват. Процесса, оптимального д/развития потенциала в рамках общешкольного коллектива; 6) орг-ия воспит. Работы обуч-ся; 7) стимулир. И учет разнообраз. Д-ти обуч-ся, в том числе и системе доп обр-ия детей. 8)ведение документации.
2. аналитико-прогностическа: 1) изучение индивидуальных особенностей уч-ся и диагностика их развития; 2) определение состояния и перспектив развития коллектива.
3. контрольная: 1) контроль за успеваемостью; 2)контроль за посещаемостью.
4. коммуникативная: 1) регул. Межличностных отношений между обуч-ся 2)устан. Отношений меду пед работниками и уч-ся 3) содействие благ. Обстановке 4)оказ. Помощи обуч-ся
Формы воспит. Работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Ф-ии взаимодействия к.р с семьей:
1)ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательного процесса, организованного школой, @ соответствует выработке единых требований, общих принципов опред. цели и задачи воспитания.
основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие пед. наук и практики.
Категории:
1) Воспитание
2) Обучении
3) Образование
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком смысле воспитание – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него опред. качеств личности, ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс .В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Образование – процесс и результат овладевания обучающимися системой знаний, умений и навыков, развивающими его познават. умений и формирование мировоззрения.
Образование( закон РФ) – процесс обучения и воспитания обучающегося, происходящий в интересах человека, общества и государства.