Педагогический процесс: структура, этапы, закономерности и принципы.
Пед.процесс – это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности.
Главной характеристикой пед. процесса является целостность, которая обеспечивается единством образовательных, развивающих, воспитательных задач и наличием определенной учебно-воспитательной программы.
Основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса:
-преподавание
-организация детского труда
-организация внеучебной творческой деятельности по интересам
Этапы пед. процесса:
-подготовительный - 1
-основной - 2
-заключительный – 3
1 – создаются необходимые условия для осуществления пед. процесса в соответствии с заданными целями.
2 – это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимодействия субъектов пед. процесса, создание условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания.
3 – завершает цикл пед. процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.
13.Проблема целеполагания в педагогике. Социальная обусловленность и исторический характер целей образования и воспитания. Трактовка цели образования и воспитания в директивных документах («Закон об образовании в Республике Беларусь» и др.)
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности. В пед. литературе целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее:
- обоснование и выдвижение целей
-определение путей их достижений
-проектирование ожидаемого результата
Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях пед. процесса, личная цель.
Выделяют свободное (педагог и воспитанник), жесткое (педагог задает действия школьникам) и интегрированное (цели могут быть заданы извне педагогом) целеполагание.
14.Содержание образования. Источники и теории формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Совершенствование содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
Содержанием образования называют систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.
В истории педагогики известны различные теории формирования содержания образования Сторонниками теории формального образования считали, что главным в содержании общего образования является не знание основ науки, а развитие познавательных способностей – мышления, умения рассуждать, воображения, памяти. Сторонниками теории материального образования в качестве критерия отбора учебных дисциплин выдвигали полезность знаний.
Образовательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются соответствие утвержденной концепции образования и наличие принципа научности.
Источниками формирования содержания школьного образования является культура и социальный опыт. При формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего среднего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора.
15.Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы.
Стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
-владение базовыми понятиями и умениями
Знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии.
-умение применять научные знания на практике при решении познавательных и практических задач в ситуации
-знание основных проблем современного общества и понимание своей роли в их решении.
Учебный план – сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул, кол-во часов по каждому предмету, в каждом классе, кол-во часов в неделю на изучение каждого предмета и т.п.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебники и учебные пособия выступают основным источником знаний в самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения.
16. Дидактика как теория обучения и образования. История развития дидактики. Предмет, основные категории и задачи дидактики.
Дидактика – раздел педагогики, теория обучения и образования.
Выделяются 2 ф-ции дидактики: научно-теоретическая и нормативно-прикладная.1-ая заключается в изучении закономерностей и особенностей процесса обучения. 2-ая заключается в научно обоснованном отборе содержания образования, установлении принципов обучения, разработке нормативов применения технологий и методов обучения.
Одной из основных задач дидактики является познание закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определение объема и структуры содержания образования.
Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке для обозначения искусство обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я.А.Коменский.
К основным категориям дидактики относятся: обучение, образование, преподавание, учебно-познавательная деятельность, учебный процесс, содержание образования, методы и формы обучения. Кроме того, в дидактике используются понятия, заимствованные из других наук.