Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.
Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.
Пед. деятельность – это особый вид соц. деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры.
В состав св-в и характеристик учителя входят общая направленность его личности, а также ряд профессиональных способностей:
Дидактические – это способности преподавателя передавать учащимся учебный материал, делать его доступным для них, излагать им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету.
Академические – способности к соответствующей области науки.
Перцептивные – способности проникать во внутренний мир обучаемого, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его душевного состояния.
Речевые – способности, которые позволяют четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.
Организаторские – способности организовывать аудиторию, свою собственную работу.
Коммуникативные – способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.
Педагогическое воображение – это способность предвидения последствий своих действий.
Структура:
1.гностический компонент. Относится к сфере знаний педагога.
2.проектировачный компонент включает в себя представления о перспективах задачах обучения и воспитания.
3.конструктивный компонент - особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания.
4.коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.
5.организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность и активность учащихся.
Ребенок как самоценность. Международные акты в защиту детей: «Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция о правах ребенка» (1989). Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
Детство определяется как социокультурный феномен, имеющий свою историю развития и обладающий конкретно-историческим характером. В более широком смысле слова «детство» - это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми.
Основу детского мира составляют:
-народные игры
-детский фольклор
-детский юмор
-детский правовой кодекс
-детская магия
-детское философствование
-детское словотворчество
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей на образование, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами – членами ООН.
В 1993 году был принят первый в странах СНГ закон «О правах ребенка» ( новая редакция 25 октября 2000 г.)
6.Педагогика как наука и учебная дисциплина. Основные категории педагогики.
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которыми поручали отводить детей своего хозяина в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались воспитанием и обучение детей.
Термин педагогика для обозначения теории воспитания закрепляется в конце 18 – нач.19 века.
Категории педагогики:
· Воспитание
· Обучение
· Образование
Под ВОСПИТАНИЕМ понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению в различных сферах жизнедеятельности – производстве, науке, культуре и т.д. Развитие личности составляет внутреннее содержание процесса воспитания.
ОБРАЗОВАНИЕ понимается как:
1. Ценность развивающегося человека и общества
2. Усвоение культурных ценностей, идеалов и норм
3. Результат обучения
4. Система
ОБУЧЕНИЕ представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
Виды обучения (традиционное, развивающее, проблемное, дистанционное и др.) и их характеристика.
Содержание, формы и методы трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание в современной школе.
Экономическое воспитание - это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности.
Основная задача экономического воспитания – формирование в человеке качества хозяина (бережливости, дисциплинированности, деловитости, организованности, трудолюбия и т.д.). Экономическое воспитание направлено на развитие у членов общества умения трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами.
Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.
Пед. деятельность – это особый вид соц. деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры.
В состав св-в и характеристик учителя входят общая направленность его личности, а также ряд профессиональных способностей:
Дидактические – это способности преподавателя передавать учащимся учебный материал, делать его доступным для них, излагать им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету.
Академические – способности к соответствующей области науки.
Перцептивные – способности проникать во внутренний мир обучаемого, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его душевного состояния.
Речевые – способности, которые позволяют четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.
Организаторские – способности организовывать аудиторию, свою собственную работу.
Коммуникативные – способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.
Педагогическое воображение – это способность предвидения последствий своих действий.
Структура:
1.гностический компонент. Относится к сфере знаний педагога.
2.проектировачный компонент включает в себя представления о перспективах задачах обучения и воспитания.
3.конструктивный компонент - особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания.
4.коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.
5.организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность и активность учащихся.